Как выпускники российских вузов работают с иностранными компаниями
Специалисты с российским техническим образованием всегда оставались востребованы как в российских, так и в международных компаниях. О том, как облегчить межкультурную коммуникацию и на что следует обращать внимание во время учебы, чтобы успешно сотрудничать с иностранными корпорациями, рассказывают сами выпускники.
С зарубежными университетами по реализации программ двойных дипломов МАИ сотрудничает давно: в 2017 году запущена не имеющая аналогов в России целевая корпоративная магистерская программа с Шанхайским университетом Цзяо Тун (ШУЦТ).
Организовывает работу ШУЦТ выпускник МАИ Александр Хван, он работает над программами летней студенческой практики на авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре и разрабатывает проекты летней и зимней аэрокосмических школ МАИ для иностранных студентов.
«За время моей работы более 300 человек поступили в МАИ-ШУЦТ, около 600 человек отучились на программах зимней и летней аэрокосмических школ», — вспоминает Александр Хван, курирующий совместный институт.
По его словам, главная цель программы — двустороннее развитие межкультурной коммуникации между Россией и Китаем.
«Поскольку на рынке труда наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров инженерной специализации с хорошим уровнем владения техническим английским языком, а также пониманием культурных и ментальных особенностей представителей страны-партнера, совместный институт становится особенно актуальным. МАИ-ШУЦТ — это точка роста для молодых специалистов. И, благодаря спонсорству российских госкорпораций, пожалуй, самая доступная программа обучения за рубежом. Проект позволяет студентам получить разносторонние знания и построить успешную карьеру в аэрокосмической отрасли», — объясняет куратор института.
Программа обучения имеет эксклюзивный характер и разработана в интересах и с участием российских корпораций ПАО «ОАК» и АО «ОДК», а также китайской авиастроительной корпорации COMAC. Она направлена на формирование кадрового резерва для создания российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929, работу над которым студенты начинают уже с первого дня своего обучения. Этот проект считается самым высокотехнологичным в портфеле общих совместных проектов двух государств. Считается, что новый самолет может составить конкуренцию двум гигантам — Airbus и Boeing — на рынке Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Я работаю инженером динамики полёта в Guangdong Huitian Aerospace Technology Co., Ltd в Китае и специализируюсь на управлении жизненным циклом изделия, — рассказывает Цзюнь Чжан, магистр 2020 года выпуска. — Я исследую стратегию управления полетом концепта одноместного летающего автомобиля. Знания, полученные в совместном институте МАИ-ШУЦТ, помогают мне в работе над моими проектами, а такие дисциплины, как проектирование авиационных систем, управление конфигурацией и сертификация летной годности, стали основой моей профессиональной деятельности. В МАИ-ШУЦТ нас не только обучали теории, но и стимулировали интерес к изучению нового. Мы объединили усилия Китая и России, поделились друг с другом опытом и смогли повысить свою конкурентоспособность благодаря нашему сотрудничеству».
Обучение длится 2,5 года: первый год и последние полгода учеба проходит в Шанхае, второй год — в МАИ. По завершении обучения студенты получают два диплома: ШУЦТ и МАИ. Кроме того, в 2019 году МАИ и ШУЦТ открыли 3 направления бакалавриата по направлениям «Авиастроение», «Двигателестроение», «Ракетостроение». Также было подписано соглашение об открытии дополнительной международной корпоративной магистратуры по направлению «Оборудование летательных аппаратов».
«Во время учёбы в магистратуре я проходил практику в Китае и изучил основы работы в индустрии. Большим преимуществом нашей совместной магистратуры является полное погружение в работу над проектом перспективного совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета на 250—300 пассажиров (CR929) с первых дней обучения», — делится впечатлениями Эжен Гурьев, магистр 2019 года выпуска.
Он считает, что знания, полученные в SJTU, помогают ему выстраивать плодотворные коммуникации с китайскими коллегами.
«За полтора года учебы и взаимодействия выстроилось понимание поведенческих паттернов и особенностей мышления народа Поднебесной. Это очень помогает во время переговоров и ускоряет процесс согласования и принятия решений. Также обучение проходило на английском языке и в англоязычной среде кампуса, что привело к преодолению языковых барьеров и получению навыка поиска необходимой информации на английском языке. Лекции от ведущих компаний, таких как HoneyWell, Hewlett-Packard, знания в области управления продуктом и проектом, международные стандарты и лучшие практики со всего мира – это отличная база знаний для дальнейшей реализации себя как высококлассного специалиста», — признается выпускник.
Сейчас он работает в филиале «Региональные самолеты» ПАО «Корпорации «Иркут» в НИО «Управление проектированием», занимается System engineering (системная инженерия/системотехника), выстраиванием бизнес-процессов, управлением требованиями и другими интегральными процессами, а также написанием нормативной документации.
«Среди задач, стоящих передо мной и моими коллегами стоит задача цифровой трансформации корпорации и, конечно же, выстраивание и связывание всех процессов жизненного цикла, управление данными, создание единой информационной среды, переход на Data Driver Decision Making, что в конечном счёте приведёт к уменьшению количества изменений, снижению транзакционных издержек, лучшему управлению ресурсами и повышению качества разработки продукта», — сообщает Эжен Гурьев.
Совершенствует систему менеджмента в зарубежной компании и выпускник Санкт-Петербургского политехнического университета Никита Кондрашов. Он поступил на Механико-машиностроительный факультет (так тогда назывался Институт металлургии, машиностроения и транспорта) на кафедру «Транспортные и технологические системы». Потом были магистратура в Германии, заочная аспирантура в Политехе и приглашение на работу в мировую автомобильную компанию. Помимо работы в концерне Daimler Никита Кондрашов преподает в Университете прикладных наук экономики и управления в Дюссельдорфе (FOM University of Applied Sciences). Он советует студентам начать задумываться о будущей специальности, еще учась в университете.
«Используйте максимум возможностей – например, студенты Политеха могут отправиться за границу по обмену в сотни партнерских университетов. В свое время я именно так оказался в Германии, где учился в магистратуре по обмену. Многие компании дают возможность студентам пройти у них практику или стажировку – например, я писал магистерскую диссертацию в центре перспективных разработок BMW в Мюнхене. Это стало одним из первых шагов на пути к концерну Daimler: сразу после написания дипломной работы я устроился в конструкторское бюро, работающее с Audi, а спустя два года стал штатным сотрудником Mercedes-Benz», — вспоминает выпускник Питерского Политеха.
Аспирантка Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Марина Болдырева только собирается отправиться на учебу в другую страну. Она получила стипендию Президента РФ для обучения за рубежом студентов и аспирантов, достигших значительных успехов в фундаментальных и прикладных научных исследованиях. Молодая ученая исследует магнитные свойства мультислойных структур, состоящих из ультратонких пленок. Пленки кобальта используются в головках жестких дисков. Это – система записи, хранения и считывания данных на магнитных носителях. Одна из проблем хранения данных – износ самих жестких дисков. Кроме того, некоторые из них подвержены влиянию температуры.
«Этой проблематикой занимаюсь уже шестой год. Физические свойства пленок разные: сначала я исследовала параметры восприимчивости этих материалов к различного рода изменениям. Затем пошли более серьезные исследования – в основном это исследования равновесных магнитных свойств, и вот теперь я переключилась на исследования неравновесных свойств», — рассказывает аспирантка.
В этом учебном году Марина Болдырева отправится в Университет Канадзава в Японии, где продолжит исследования под руководством профессора Ода Тацуки в лаборатории теоретической и вычислительной нанофизики. Президентская стипендия покрывает стоимость перелета, проживания, визы, медицинскую страховку и местный транспорт.