ΙΤ, энергосбережение и «умное» сельское хозяйство — какие образовательные программы появились в вузах за пять лет

Научно-технический прогресс и развитие производства неразрывно связаны с социально-экономическим развитием страны, что, в свою очередь, определяет актуальность профессий и формирует рынок труда. Чтобы выпускать востребованных специалистов, российские вузы постоянно работают над созданием новых образовательных программ. Представители университетов рассказали, какие новые возможности открылись перед студентами за последние пять лет. 

4.jpg

Упор на ΙΤ

Поддержка университетских программ развития, которые направлены на появление новых образовательных программ, заточенных под запросы бизнеса, — одно из основных направлений работы Минобрнауки России. Например, в прошлом году свыше 100 вузов получили дополнительное финансирование в рамках программы «Приоритет — 2030», которое университеты смогут, в том числе, задействовать и на подобные цели. 

Кроме того, с этого года в рамках   федерального проекта «Искусственный интеллект» нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации» будут выделены  средства на создание новых учебных программ по профилю «Искусственный интеллект». Благодаря господдержке планируется создать не менее 10 программ бакалавриата и не менее 40 программ магистратуры по данному направлению. 

Ранее заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко отметил, что 67% родителей школьников связывают будущее своих детей с информационными технологиями. 

Запрос на IT-образование учитывают и при введении новых образовательных программ в университетах. Например, в Оренбургском государственном университете (ОГУ) сразу несколько новых образовательных программ, открытых в вузе за последние пять лет, связаны именно с этой сферой. В частности, это «Прикладная информатика» и «Информационная безопасность». По словам исполняющего обязанности ректора ОГУ Сергея Мирошникова, это продиктовано реалиями сегодняшнего дня: глобальная цифровизация требует большого числа работников, обладающих компетенциями в области цифровых технологий. 

В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» (НИЯУ «МИФИ») также провели глубокую модернизацию образовательных программ магистратуры по инженерным и IT-направлениям. Например, программы инженерного профиля по синхротронным исследованиям были актуализированы в соответствии с программами научно-технического развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019 - 2027 годы. 

По словам ректора НИЯУ «МИФИ» Владимира Шевченко, все новые направления подготовки, введенные за последние годы в вузе, связаны с профессиями будущего. 

«Новые лазерные, плазменные и радиационные технологии открывают возможность решения стоящих перед человечеством проблем в области энергетики, промышленности, здравоохранения, информатики, безопасности. Фотоника и оптоинформатика — ключи к созданию квантового компьютера. Биотехнические системы и технологии лежат в основе таких перспективных сфер профессиональной деятельности, как 3D-печать органов, цифровые двойники, телемедицина. По направлениям «Автоматизация технологических процессов и производств» и «Мехатроника и робототехника» ведется подготовка специалистов, обладающих инженерно-конструкторскими компетенциями в области создания инновационных киберфизических систем, тех самых роботов, которые активно входят в нашу повседневную жизнь», — говорит он.

С заботой об окружающем мире

Последние пять лет не остаются в стороне и направления подготовки, связанные с экологией, энергосбережением и природопользованием. Например, в Оренбургском государственном университете с 2017 по 2022 годы появились такие образовательные направления, как «Экология и природопользование», «Химическая технология», «Водные биоресурсы и аквакультура».

«Правильность наших действий подтверждают и предпочтения абитуриентов: мы наблюдаем возрастающий интерес поступающих к перечисленным направлениям подготовки», — говорит и.о. ректора ОГУ Сергей Мирошников

В Донском государственном техническом университете (ДГТУ) появилась такая бакалаврская программа, как «Проектирование и строительство инженерных систем энергоснабжения и жизнеобеспечения». Ее продолжением стала магистратура «Инженерные системы использования альтернативных источников энергии и отходов».

«Студенты изучают процессы преобразования различных видов энергии, исследуют конструктивные особенности установок и комплексов, использующих ветровую, солнечную, биогазовую и низко потенциальную энергетику.  Помимо этого, они изучают технологии получения энергии из утилизируемых отходов, осваивают проектирование систем жизнеобеспечения городов, обеспечивающих комфортную и экологическую среду обитания. Магистерская программа направлена на исследование и совершенствование энергетических комплексов, работающих на альтернативных источниках энергии, с целью повышения их КПД, уменьшения стоимости, оптимизации размещения таких установок в городе», — рассказывает ректор ДГТУ Бесарион Месхи

С нового 2022/2023 учебного года  в ДГТУ также планируют открыть набор на бюджетные места по профилю «Охотоведение, кинология и зоопарковое дело».  Выпускники, обучившиеся по этой программе, смогут заниматься ведением охотничьих хозяйств, разведением собак и их воспитанием, а также станут универсальными специалистами, глубоко разбирающимися в физиологических и психических потребностях любых животных, умеющими обеспечивать должный уровень благополучия. Впервые в этом году у студентов ДГТУ появится возможность поступить в магистратуру на бюджет по направлению «Ветеринарно-санитарная экспертиза».  

Screenshot_20220210-164703_Chrome.jpg

Уникальные специалисты для регионов

Еще одно важное направление, которому Минобрнауки России и руководство вузов уделяет много внимания при введении новых специальностей — воспитание кадров для решения прорывных задач в регионах.   

В частности, в ДГТУ уже более двух лет действует проект по подготовке инженеров с уникальным набором компетенций. Институт опережающих технологий  «Школа Икс» стал пилотным образовательным проектом, реализующим модель проектного обучения. Одно из основных его направлений — подготовка специалистов для «умного» сельского хозяйства. 

«Концепция Школы ориентирована на подготовку первоклассных инженеров  с уникальным набором знаний и навыков, способных творчески решать комплексные технологические задачи», — комментирует Бесарион Месхи.  

В Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) одной из основных задач при введении новых специальностей видят вовлечение молодежи в передовые научные исследования и разработки, важные для Дальнего Востока и страны в целом. В текущем году в вузе запустят более 40 обновленных образовательных программ для усиления подготовки по тем направлениям, которые соответствуют пяти стратегическим инициативам университета в рамках реализации мероприятий «Приоритета 2030».

Например, один из пяти стратегических проектов вуза связан с «морскими» технологиями и декарбонизацией. 

«Весь научно-исследовательский потенциал университета в этой области сосредоточен в Институте Мирового океана — одном из крупнейших российских научно-образовательных центров в области изучения экологии и сохранения океанического разнообразия. Здесь с этого года можно поступить на «Цифровые технологии освоения Мирового океана», «Мониторинг шельфовых морей» и другие актуальные для региона программы», — рассказывает первый проректор ДВФУ Андрей Шушин

Новые программы появятся в Институте наукоемких технологий и передовых материалов ДВФУ. 

«Его выпускники в будущем смогут работать на установках класса «магасайенс», что особенно актуально. К 2026 год на Русском острове появится синхротрон Российский источник фотонов (РИФ), и нам будут нужны специалисты, которые смогут на этой уникальной установке работать», — заключает Андрей Шушин.