«В науке важны не женские или мужские качества, а общечеловеческие», — женщины об особенностях работы исследователем
11 февраля во всем мире отмечают Международный день женщин и девочек в науке. В этот день ООН призывает все государства мира, все организации и сообщества способствовать равному участию мужчин и женщин в научных исследованиях и развитии научных знаний. По данным ЮНЕСКО, сегодня число женщин-ученых в мире составляет лишь треть от общего числа. О перспективах научной карьеры в РФ и качествах, необходимых исследователю, рассказывают российские женщины-ученые.
Когда россиянки смогли получать ученые степени
В России женщинам делать карьеру в науке на законодательном уровне разрешили чуть более 100 лет назад. В 1911 году вышел закон «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц». До этого, в Российской империи женщины могли получать высшее образование, но без выдачи государственного диплома.
В первые годы после образования РСФСР был принят декрет от 8 августа 1918 года «О правилах приема в высшие учебные заведения в РСФСР». Он, в частности, позволил каждому человеку независимо от гражданства и пола, достигшему 16 лет, вступать в число слушателей любого высшего учебного заведения, без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы.
Имена российских и советских женщин-ученых XIX – ΧΧ веков до сих пор знают во многих странах мира. Это – первая в мире женщина-профессор математики Софья Ковалевская, советский микробиолог и эпидемиолог, создательница антибиотиков Зинаида Ермольева, советский биохимик и физиолог Лина Штерн, специалист в области математической физики Ольга Ладыженская, нейрофизиолог, известный исследователь мозга Наталья Бехтерева, создатель первой в мире эффективной противочумной вакцины Магдалина Покровская, советский физик Фатима Бутаева и др. Эти женщины и до сих пор вдохновляют многих своих соотечественниц.
Сколько женщин трудится в науке
Процент женщин-исследовательниц в России выше, чем в среднем по миру. По данным сборника «Мужчины и женщины России. 2020», выпущенного Росстатом, из общей численности профессорско-преподавательского состава 58% — женщины. Среди кандидатов наук женского пола — 42%, а докторов наук — 27%. При этом, по данным Росстата, число девушек-аспирантов в российских вузах и научно-исследовательских институтах составляет 44%, а девушек-докторантов — 46%. Причем большая часть девушек-аспирантов приходится на возрастную категорию до 29 лет, а докторантов — от 40 до 49 лет.
По мнению самих ученых, распределение по гендерному признаку в науке зависит от области исследований. По словам доктора физико-математических наук, профессора кафедры «Информационно-коммуникационные системы и программная инженерия» Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина Татьяны Шульги, в области исследований, где работает она, больше мужчин.
«Я являюсь членом двух диссертационных советов, в одном из них три женщины, в другом — две. Процент женщин очень маленький. Также и на научных конференциях, в которых я принимаю участие, мужчин больше», — говорит она.
Заместитель директора по науке Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН, сопредседатель Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» Анна Кудрявцева считает, что сейчас в области естественнонаучных дисциплин наблюдается даже некоторый перекос в сторону девушек.
«Здесь много рутины, связанной с тонкой лабораторной работой. Представьте, дают вам планшет на 96 лунок, в который необходимо залить несколько разных реагентов в очень небольших объемах. Надо иметь колоссальную выдержку. Часто эта работа потоковая. Иной раз садишься и месяц только этим и занимаешься. У мужчин порой никакого терпения на это не хватает. Тут аккуратность очень важна. Понятное дело, что есть очень аккуратные мужчины, но в целом девушки в таких условиях выигрывают», — рассказывает она.
Директор института управления инновациями Казанского национального исследовательского технологического университета, доктор социологических наук, профессор Раушания Зинурова, в свою очередь, отмечает, что в области социологических исследований одинаково важны и мужские, и женские качества.
«Для проведения эмпирических (полевых) работ важна коммуникативность, эмпатия, способность вызвать респондента на разговор и откровенность, хорошая правильная понятная речь, организованность, системность, упорядоченность, упорство в достижении результата, многозадачность. На мой взгляд, это сильные позиции женщин-ученых. А из мужских качеств мы — социологи — ценим способность к обобщению, абстрактное мышление, готовность к использованию математических и статистических приемов в исследовательской практике, диалектическую логику, смелость в гипотезах и подходах, нетривиальность в интерпретации результатов», — отмечает доктор наук.
Об особой роли женщин в науке свидетельствуют события последних двух лет. Так, из 18 разработчиков российской вакцины против COVID-2019 «Спутник V» — восемь женщин, а из шести создателей вакцины «КовиВак» — представительниц прекрасного пола ровно половина.
Руководитель группы разработки и внедрения аналитических методик Федерального научного центра исследований и разработки иммунобиологических препаратов имени М.П. Чумакова Анна Шишова, одна из членов команды создателей «КовиВака», уверена, что в работе ученого важны не мужские и женские качества, а общечеловеческие, такие как любопытство, пытливый ум, желание работать в команде.
«Это очень важно сейчас в науке, потому что, во-первых, очень много областей, в которых ты не можешь быть глубоким специалистом, тебе нужна помощь из других лабораторий, возможно, даже из других стран. Также очень важно находить новые контакты и вообще уметь общаться с людьми. Конечно, исследователь должен быть заинтересован в том, что делает, — без этого никак, потому что в науке очень сложно, очень часто работа ученого складывается из череды неудач. Если ты будешь обращать на это внимание и тебя это будет останавливать, то к своей цели ты не придешь», — говорит девушка.
При этом Анна Шишова отмечает, что женщинам в науке все же сложнее, чем их коллегам мужского пола. Это связано с тем, что девушкам рано или поздно приходится делать перерыв в карьере в связи с рождением детей.
«Это не значит, что женщинам нужно давать в чем-то фору, но их нужно поддерживать. Важны все программы поддержки от Правительства, от государства для женщин, которые хотят остаться в науке и при этом создавать семью и воспитывать детей. Только так их процент в науке будет расти», — говорит исследователь.
По словам старшего лаборанта-исследователя Лаборатории клеточных основ развития злокачественных заболеваний Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН Эльмиры Хабушевой, которая изучает молекулярные механизмы возникновения злокачественных новообразований и онкологических заболеваний, с гендерным неравенством в науке ей никогда сталкиваться не приходилось. При этом молодая ученая понимает, что в то время, когда она решит стать матерью, ей придется сделать выбор.
«Наверное, придется выбирать между тем, посидеть ли до 10 вечера в лаборатории или забрать в 6 часов вечера ребенка из детского сада. Но пока есть время, я готова работать очень много. Хотелось бы из декретного отпуска вернуться на какую-то хорошую позицию. Также пока можно воспитать студентов, подготовить сотрудников для своей лаборатории, чтобы когда придет время, часть работы можно было бы выполнять удаленно с их помощью», — говорит Эльмира Хабушева.