«Умные» системы на городских магистралях и инновационное оборудование: как в российских вузах занимаются решением транспортных задач

Новости подведомственных учреждений

Решением транспортных проблем крупных городов, оптимизацией процессов транспортного планирования и освоением практических навыков для работы в отечественном автопроме занимаются студенты и ученые российских вузов. Университеты внедряют в образовательный процесс новые технологии и оснащают свои институты производственным оборудованием.

В Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) для расчета пропускной способности перекрестков со светофорным управлением предложили использовать искусственный интеллект. Ученые создали математические модели, которые позволят прогнозировать и контролировать ситуацию на них. Методика и результаты исследований опубликованы в научном журнале Transport and Telecommunication (входит в базу данных Scopus).

Доцент кафедры «Математическое и компьютерное моделирование» Института естественных и точных наук ЮУрГУ Александр Глушков и доцент кафедры «Автомобильный транспорт» Политехнического института ЮУрГУ Владимир Шепелев рассмотрели ситуацию на 25 перекрестках Челябинска с прерыванием потока поворачивающих направо автомобилей из-за движущихся перпендикулярно пешеходов. Данные с уличных камер, полученные в режиме реального времени, были обработаны компьютерными нейронными сетевыми алгоритмами, после чего ученые получили достоверные математические модели и прогноз пропускной способности перекрестков. На основе этих результатов могут быть выработаны обоснованные управленческие решения для повышения пропускной способности городской транспортной сети.

В этом году Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) при поддержке компании SIMETRA запускает новую образовательную программу «Экономика и транспортное планирование экосистем». Междисциплинарная программа включает в себя экономические и инженерные дисциплины.

В течение четырех семестров студенты узнают о создании интеллектуальных транспортных систем и разработке документации к ним, изучат современные программные и платформенные решения, применяемые в этой сфере, а также разберутся во всех тонкостях процесса транспортного планирования, от сбора исходных данных до составления транспортных прогнозов. Полученные знания будут отрабатываться на практике на специализированном программном обеспечении в научной лаборатории интеллектуальных транспортных систем, открытой на базе вуза весной 2021 года. После успешного освоения программы студенты смогут пройти стажировку с перспективой дальнейшего трудоустройства в компании-партнере вуза.

У инженеров Тольяттинского государственного университета (ТГУ) скоро появится возможность получить практический опыт на реальном производственном оборудовании АО «АВТОВАЗ». Автомобильный завод передаст вузу партию технологического и измерительного оборудования для оснащения Института машиностроения и нового инновационно-технологического центра, который откроется после реконструкции в конце этого года.

Приборная база вуза пополнится мобильной измерительной машиной FARO Arm, вакуум-формовочной машиной ВФП-Д Супер и универсальной литьевой машиной ES 330/80. По словам директора Института машиностроения ТГУ Александра Селиванова, весь комплекс оборудования можно встроить в цепочку реинжиниринга с построением цифровой модели и изготовлением прототипа по конкретному проекту.

Кроме того, ТГУ начал сотрудничество с компанией Geiss RUS — поставщиком специализированного программного обеспечения Tebis для разработки управляющих программ для станков с числовым программным управлением. Новым партнером уже проведен ряд работ по программному обеспечению функционирования технологической цепочки. Это даст возможность сократить срок предпроизводственной подготовки, создавать на оборудовании цифровые копии изделий и визуализацию полученной обработки.

Приступить к освоению новых машин студенты инженерных специальностей вуза смогут уже в осеннем семестре 2022 года. В перспективе выпускники ТГУ смогут продемонстрировать на защите выпускной квалификационной работы не только плакаты и презентации, но и опытные образцы.

ТГУ — опорный вуз региона, реализующий новую образовательную модель практико-ориентированного обучения. Начиная с первого курса студенты погружаются в проектную деятельность и работают над высокотехнологичными проектами для предприятий региона, включая АО «АВТОВАЗ». Между университетом и заводом с 2017 года действует договор о сотрудничестве в сфере подготовки кадров, вуз реализует программу целевого и дополнительного профессионального обучения под потребности подразделений автогиганта. За эти годы подготовку прошли 136 человек.  



Читать также