Новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования повысят гибкость образовательных программ
Минобрнауки России утвердило новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, которые вступают в силу с 1 сентября 2024 года.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 № 89 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Перечни повысят гибкость образовательных программ высшего образования для соответствия потребностям экономики и рынка труда.
В перечни введены новые области образования и укрупненные группы специальностей и направлений подготовки (УГСН). Например, среди новых областей «Информационно-коммуникационные технологии», «Транспорт», «Социальная сфера и сфера услуг», «Образование и педагогические науки». Среди укрупненных групп специальностей и направлений «Информатика, вычислительная техника и искусственный интеллект», «Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии», а также в отдельные УГСН выделены «Кораблестроение и морская техника» и «Управление, эксплуатация и инфраструктура водного транспорта».
«Создание новых перечней обусловлено требованиями экономики, которая трансформируется высокими темпами. Современный мир перешел на другой технологический уклад, когда каждый год появляются новые виды деятельности, специальности, рабочие места. Например, стремительно развиваются IT-отрасль, науки о жизни, робототехника и так далее. При этом последний раз действующие перечни специальностей и направлений утверждались почти 10 лет назад и, очевидно, отстали от современных запросов экономики и рынка труда», — сказал Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Введены новые специальности и направления подготовки, их количество составляет 20% в общем объеме новых перечней. Появились «Фундаментальная, прикладная и синтетическая биология», «Медицинская микробиология», «Системы искусственного интеллекта», «Техническая кибернетика и информатика», «Социотехнологическое обеспечение национальной безопасности», «Управление специальным информационно-технологическим обеспечением», «Кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры», «Инженерия в агробизнесе» и другие.
Работа над перечнями проводилась в рамках поручения Президента России об организации возможности реализовывать образовательную программу по принципу «2+2», а студентам получать дополнительные квалификации в рамках основных профессиональных образовательных программ. Новые перечни дают возможность получить две квалификации благодаря заложенному принципу свободного перехода с одного образовательного направления на другое.
«Студентам будет дана возможность получить второй дополнительный профиль, не снижая уровень фундаментальности и качества получаемого высшего образования. Возможность изменять свою образовательную траекторию даст большую свободу студентам, повысит осознанность выбора направления подготовки и в итоге будет способствовать росту их конкурентоспособности на рынке труда», — отметил Валерий Фальков.
Например, обучающийся поступает на УСГН «Биологические науки», после освоения базовой части образовательной программы он вправе выбрать несколько профилей (биология и почвоведение), по результатам освоения которых получает квалификации «Бакалавр биологии», «Бакалавр почвоведения». Выпускнику выдается один диплом о высшем образовании с указанием в нем двух квалификаций и перечнем всех освоенных дисциплин. Этот же принцип относится к специалитету.
Важно отметить, что с 2024 года абитуриенты будут поступать не на конкретное направление подготовки или специальность, а на укрупненную группу специальностей и направлений подготовки с последующим выбором конкретного направления подготовки/специальности после освоения обязательной части.
В свою очередь у вузов есть возможность разрабатывать как базовые образовательные программы, так и междисциплинарные, в том числе по нескольким специальностям/направлениям подготовки, а также формировать гибкие образовательные программы, соответствующие актуальным потребностям рынка труда и отражающие индивидуальную траекторию обучающегося: содержание дисциплин (модулей), их формат, объем и последовательность освоения предметов в соответствии с образовательными целями и потребностями.
Обеспечил возможность выстраивать в вузах гибкие образовательные траектории принятый в мае 2020 года Федеральный закон №144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», разрешающий разрабатывать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на УГСН. Это позволяет сформировать единое образовательное ядро подготовки первых лет обучения в каждой конкретной УГСН, и у студента появляется гораздо больше возможностей выбирать различные образовательные траектории в своей группе.
Возможность разработки ФГОС на УГСН имеет важное значение для самих вузов. Она означает снижение административной нагрузки и освобождение преподавателей от «бумажного рабства». Например, если УГСН «Физико-математические науки» включает в себя семь направлений подготовки и специальностей, то сегодня это семь разных ФГОС. С 2024 года, когда перечень вступит в силу, по данной УГСН останется один ФГОС. Таким образом, вместо семи пакетов документов необходимо будет собрать один.
Отметим, что новые перечни специальностей и направлений подготовки, утвержденные ведомством, предусматривают 56 УГСН. Количество ФГОС по УГСН и специальностям в области обороны, здравоохранения, искусства и культуры составит 276. В настоящее время действует более чем в два раза больше ФГОС — 638.
Кроме того, новые перечни устанавливают прямую связь между полученным образованием и присваиваемой выпускникам квалификацией. Теперь квалификации отражают не только уровень образования, но и направления профессиональной деятельности, в которой будет работать выпускник (например, «Бакалавр биологии», «Магистр картографии и геоинформатики», «Горный инженер», «Врач — медицинский микробиолог»). Данный подход позволит работодателю соотнести уровень образования с требованиями к квалификации в сфере труда и повысит конкурентоспособность выпускников.
Обеспечена сопоставимость образовательных систем. Новые перечни учитывают области профессиональной деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, сопряжены с международной стандартной классификацией образования МСКО-О-2013 и номенклатурой научных специальностей, по которой присуждаются ученые степени. При этом сохранены особенности подготовки кадров по отдельным отраслям экономики: специальностям и направлениям подготовки в области обороны, здравоохранения, искусства и культуры.
Принятию документа предшествовала масштабная работа профессионального сообщества и представителей общественности. Участие в работе по пересмотру перечней и принятию мер по укрупнению групп принимали федеральные учебно-методические объединения в сфере высшего образования, объединения университетов, представители органов власти, работодатели. Обсуждения предстоящих изменений проходили на площадках Общероссийского народного фронта, Национального совета при Президенте РФ, а также в рамках Общероссийского совещания с заинтересованными органами власти и вузами в декабре 2021 года.