Аспирантура переходит в научный формат

В марте 2022 года вступили в силу федеральные государственные требования (ФГТ, приказ Минобрнауки России №951), в соответствии с которыми теперь будут утверждать программы аспирантуры. Ранее они утверждались в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Новые правила обучения в аспирантуре будут применяться для поступающих с 2022/2023 учебного года. При этом при желании поступившие в аспирантуру ранее смогут перейти на обучение по «новым» программам.

Новая концепция нацелена на усиление научной работы аспирантов, рост ее результативности и повышение качества кандидатских диссертаций. Кроме того, по словам проректора по научно-исследовательской деятельности Новосибирского государственного университета, доктора физико-математических наук Дмитрия Чуркина, изменения, касающиеся введения новых программ аспирантуры, дают возможность организации самостоятельно распределять нагрузку учащихся.

«Если раньше у аспирантов должна была быть относительно большая часть учебных дисциплин и практик, то сейчас университет по своему решению может уменьшить образовательную компоненту в пользу увеличения научной. Иными словами, переход на ФГТ — это переход аспирантуры из образовательного формата в научный. С позиции качественной подготовки научных исследователей это изменение можно оценить как положительное», — комментирует Дмитрий Чуркин.

С коллегой соглашается и проректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Ксения Екимова. По ее словам, новая модель аспирантуры обеспечит оптимальные условия для реализации индивидуальных траекторий подготовки исследователей и их успешную адаптацию в научном сообществе. 

«Прежняя модель не обеспечивала достаточной гибкости в организации учебного процесса и научных исследований в аспирантуре, не давала возможности сформировать активную индивидуальную траекторию подготовки диссертационного исследования для выхода на защиту в диссертационном совете», — говорит проректор.

Отдельным образовательным организациям предоставлено право устанавливать самостоятельные требования к программам аспирантуры, которые при этом не должны быть ниже федеральных. Среди них Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные и национальные исследовательские институты, а также федеральные вузы, перечень которых утверждает Президент РФ.

Концептуальные изменения в аспирантуре начались еще в конце 2020 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300052. Одна из главных корректировок касается возвращения необходимости подготовки диссертации и ее оценки как непременного условия итоговой аттестации в аспирантуре. Теперь выпускник аспирантуры вместо диплома об окончании аспирантуры будет получать заключение комиссии «о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук установленным критериям» и свидетельство об окончании аспирантуры. Если же комиссия не дает положительного заключения по диссертации, аспирант получит справку о том, что проходил учебу в аспирантуре.

Еще одним приказом Минобрнауки России №458 в 2021 году были определены новые механизмы, обеспечивающие защиту диссертаций и вариативность форм работы диссоветов. Новшества, как говорится в документе, в значительной степени упрощают организацию и функционирование диссертационных советов, а также позволяют гарантировать оперативность принятия решений в процедурах научной аттестации. Кроме того, в приказе сделан акцент на повышение гибкости подходов к формированию их состава.  

Теперь все защиты можно будет транслировать онлайн. Дистанционно участвовать в них смогут до половины участников, за исключением председателя, ученого секретаря и соискателя научной степени.

Также изменения коснулись и состава диссовета, минимум снижен с 19 до 11 человек, не менее 5 из которых должны быть докторами наук. Кворум, согласно новым правилам, достигается в присутствии двух третей от всех членов совета, вне зависимости от формы участия. Это же правило распространяется и на присуждение ученой степени.

По словам Ксении Екимовой, сейчас активно происходит процесс перерегистрации диссертационных советов, но это не отразилось на темпах развития аттестационных процессов.

«Это, наоборот, способствовало росту творческой активности нашей молодежи, повышению интенсивности их диссертационных исследований, а в конечном счете приведет к успешной реализации научного потенциала и исследовательских возможностей молодых ученых», — уверена она.

Сегодня в российских вузах и научно-исследовательских институтах обучается свыше 87,7 тыс. аспирантов. Это почти на 3,5 тыс. больше, чем в предыдущем году. Кроме того, регулярно ведется работа по увеличению числа бюджетных мест в аспирантуре. В 2022 году в аспирантуру планируется принять 17,5 тыс. человек, это на 1 тыс. больше, чем в 2021. Наиболее востребованными специальностями среди аспирантов являются «Экономика и управление», «Информатика и вычислительная техника», «Клиническая медицина», «Юриспруденция», «Образование и педагогические науки», а также «Биологические науки».

Читать также