Ученые на Урале работают над увеличением продолжительности жизни

Новости подведомственных учреждений
В рамках программы «Приоритет 2030» Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) реализует проект «Здоровье человека в эпоху цифровой трансформации общества». Работа направлена на создание персонифицированных методов здоровьесбережения. Исследователи создают системы коррекции физического здоровья, технологии защиты от стресса, моделируют лекарственные средства и изучают биосоциальную природу человека.

В условиях пандемии коронавируса, неблагоприятной экологической обстановки, повышенного уровня стресса, цифровой трансформации общества и избытка информации множество факторов оказывают негативное влияние на здоровье человека.

Ученые ЮУрГУ применяют комплексный подход к разработке «умных» тренажеров, генетических моделей посттравматических стрессовых расстройств, методов молекулярного дизайна противовирусных лекарственных средств и изучению биосоциальной природы человека. Руководит проектом начальник Управления научной и инновационной деятельности, кандидат технических наук Леонид Шипулин.

«Мы осуществляем развитие существующих международных научно-исследовательских лабораторий: нейрогепатологии, компьютерного моделирования лекарственных средств, лаборатории «Цифровая модель спортивного движения». В рамках консорциума уже началось взаимодействие с Институтом цитологии и генетики СО РАН, обладающим уникальным оборудованием и компетенциями в области редактирования генома и опытом работы с методологией генетических сетей (программа GenNet). Целью проекта является увеличение ожидаемой продолжительности активной жизни за счет внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований», — поясняет Леонид Шипулин.

Ученые работают над созданием «умной» одежды и тренажеров для диагностики и персонифицированной коррекции физического состояния организма, функционального питания, снижающего уровень стресса, и программно-технических комплексов для интеллектуального анализа медицинских данных. Все эти продукты могут поступить в продажу и стать частью повседневной жизни.

Первым «умным» тренажером в университете станет «Гравитрон», используемый для обучения подтягиванию. Каждый тренирующийся с помощью смартфона передаст устройству информацию о своих физических параметрах и данные предыдущих тренировок и получит персонифицированные рекомендации.

Кроме того, ученые ЮУрГУ запатентовали футболку с возможностью бесконтактного проведения процедуры ЭКГ. С помощью футболки и вшитых в нее элементов из токопроводящей ткани, являющихся встроенными электродами, можно увидеть, как человек переносит нагрузку, как меняется вариабельность сердечного и его характер, что происходит с организмом в момент расслабления. В этом гаджете используется ткань с серебряными и токопроводящими нитями и модуль ЭКГ с контроллером и аккумулятором. Микрочип фиксирует разность потенциалов, возникающую в ходе сокращения сердечной мышцы.

Еду и напитки для насыщения и оздоровления разрабатывает международная команда ученых под руководством профессора Южно-Уральского государственного университета Собхи Ахмеда Азаба Аль-Сухайми. Функциональные продукты питания уже перестали быть редкостью, однако в России это направление биотехнологии развито не очень широко. Тем не менее, исследователи кафедры «Технология и организация общественного питания» продолжают работу по созданию и внедрению полезных продуктов на продовольственный рынок с целью переключить привычки потребителей на здоровую пищу.

IMG_20211208_121305_tilda9686498.jpg

В частности, они уже создали и протестировали функциональный ферментированный свекольный сок для профилактики и лечения анемии. Другая разработка команды исследователей ЮУрГУ в сотрудничестве с Городом научных исследований в Александрии (Египет) — хлеб из киноа. Муку из этой псевдозерновой культуры добавили к пшеничной муке. Опытным путем ученые выяснили, что при ее содержании в пропорции не менее 30% готовое хлебобулочное изделие сохраняет полезные свойства киноа. При этом в таком количестве для выпечки хлеба культуру ранее не использовали.

Отметим, что проект опирается на результаты, полученные учеными за последние пять лет. За это время было опубликовано более 200 статей в журналах Scopus Q1–Q2 и выполнено 8 проектов в рамках грантов Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Сейчас учеными ЮУрГУ реализуются два международных гранта: «Перепрофилирование лекарств и проверка перспективных соединений против основной протеазы и РНК-зависимой РНК-полимеразы SARS-CoV2» совместно с университетами Индии, Бразилии и ЮАР и «Иммуноопосредованные механизмы SARS-CoV-2-инфекции: новые направления и новые вызовы» с университетом Китая.