Концепцию преподавания истории России в вузах разработает рабочая группа Экспертного совета при Минобрнауки
Основные направления работы по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников для высшей школы были рассмотрены на первом заседании рабочей группы Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России.
Участники встречи обсудили вопросы содержания, качества и экспертизы учебной и научной литературы для вузов и подготовки содержательного стандарта для неисторических специальностей и направлений высшего образования. В этой работе они предложили ориентироваться на позитивный опыт разработки школьных учебников на основе историко-культурного стандарта. При этом должна учитываться история региона и отрасли.
На заседании также рассмотрели вопрос обеспечения образовательного процесса необходимой литературой. Участники отметили, что в последнее время в вузах вместо печатных учебников все чаще используются электронно-библиотечные системы (ЭБС), при этом качество и содержание размещенных там материалов вызывают сомнение. Одним из вариантов решения вопроса могло бы стать создание отдельной ЭБС по исторической литературе, в которую бы вошли только самые необходимые вузам учебники, пособия и монографии.
Как отметил председатель Правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский, в рабочую группу по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы вошло почти 60 экспертов — это профессиональные историки и педагоги ключевых вузов из разных регионов России. «Такое количество экспертов собралось вместе, чтобы решить ряд важнейших задач, стоящих перед российским историческим образованием в высшей школе. Значение исторической науки сегодня как никогда велико. Важно не допускать искажения фактов нашего прошлого и противостоять попыткам фальсификации истории», — подчеркнул Константин Могилевский.
О создании рабочей группы было объявлено 16 марта на заседании Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России. Как отметил глава Минобрнауки России Валерий Фальков на первом заседании Экспертного совета, одной из ключевых задач Совета станет качественная экспертиза методического контента и учебной литературы. В случае обнаружения исторических неточностей и ошибок, фальсификаций и искажений в учебных пособиях по истории, используемых в вузах, любой гражданин сможет обратиться к участникам Совета по электронной почте historyexpert@minobrnauki.gov.ru с просьбой о проведении соответствующей проверки. Опытные эксперты будут оценивать степень допустимых трактовок и предотвращать случаи перехода «красной линии» в учебниках по истории.