В Центре компетенций «Авионика» разрабатывают «умные» бортовые системы
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет, МАИ) в рамках программы «Приоритет 2030» реализует стратегический проект «Будущие аэрокосмические рынки — 2050». Он предполагает достижение университетом лидерства в прорывных технологических направлениях развития аэрокосмической индустрии, в том числе в системах авионики (электронного бортового оборудования).
По словам директора центра «Авионика» Виктора Полякова, студенты МАИ принимают активное участие в проектах центра и работают над поиском практических решений в интересах российской промышленности.
«Потенциал центра заключается во взаимодействии опытных специалистов отрасли и студентов. Талантливые ребята участвуют в одних проектах с квалифицированными экспертами, а подкованные, компетентные руководители работают вместе с одаренной молодежью — такое сочетание может дать прекрасные результаты», — подчеркнул инженер центра «Авионика» Глеб Боярский.
Сейчас в работе Центра компетенций «Авионика» МАИ, к примеру, стенды для Уральского завода гражданской авиации и Улан-Удэнского авиационного завода, конструкторская документация по SSJ New и прототип систем управления бортовым комплексом на основе регистрации взгляда пилота.
Студенты сами ведут разработку и испытания авиационного и аэрокосмического оборудования. В частности, одна из перспективных задач маёвцев — исследование возможности управления функционалом бортового радиоэлектронного оборудования с помощью системы регистрации взгляда.
«Мы предлагаем метод управления через трекеры взгляда. Есть два варианта исполнения системы отслеживания взгляда: стационарный прибор, размещенный на приборной панели, и система, установленная на шлеме пилота. В настоящий момент мы используем стационарно размещенную систему, но для самолета, вероятно, система будет устанавливаться в шлеме: видеокамеры или иные сенсоры будут отслеживать положение глаз пилота. Направление взгляда рассчитывается из данных о положении глаз и головы. Затем данные передаются в бортовой комплекс, и управление осуществляется по аналогии с компьютерной мышью», — рассказал инженер центра Глеб Боярский.
Та же самая технология лежит в основе системы объективного контроля качества работы экипажа и является частью концепции следящей за оператором системы искусственного интеллекта на борту.
«Если пилот неадекватно реагирует на сигнализацию со стороны бортового комплекса, если смотрит не на те показатели или не может найти нужный параметр, то система понимает, что пилот не справляется, и управление частично или полностью переходит к автоматике», — объяснил Глеб Боярский.