Сахалинские ученые подготовили учебник истории с региональным компонентом
22.04.2022
В числе пяти авторов ― сотрудники кафедры российской и всеобщей истории Сахалинского государственного университета (СахГУ) Александр Василевский, Наталья Потапова, Юлия Дин и Вячеслав Грищенко. Рукопись на 443 страницах была представлена в областном центре. Издать трехтомное учебное пособие, охватывающее все периоды истории Сахалина и Курил от древнейших времен до наших дней, планируется летом, а к 1 сентября новые учебники должны поступить во все школы островного региона.
Издание будет проиллюстрировано уникальными фотографиями, предоставленными Государственным историческим архивом Сахалинской области. Курс исторического краеведения рассчитан на пять лет, в нем будут такие разделы, как «Сахалин и Курильские острова на геополитической карте мира», «Первые русские поселения на Сахалине», «Опыт каторжного поселения Сахалина», «Русский Сахалин в 1906–1917 гг. Перспективы и реалии жизни» и другие.
«Новый учебник ― произведение исторической школы нашего университета, все авторы так или иначе связаны с СахГУ. Попытки написать такие учебники делались и раньше, но безуспешно, а вот сейчас учебник для детей написался легко. Потому что знания об истории Сахалина и Курил углубились, есть специалисты, есть понимание единства процессов развития островов и материка, есть доступ ко всем источникам, письменным и вещественным. И сегодня пришел момент, когда историческая наука на Сахалине оказалась способна выдать что-то не только для взрослых, но и для детей», ― рассказывает ответственный редактор издания, заведующий кафедрой российской и всеобщей истории, профессор, доктор исторических наук Александр Василевский.
По убеждению профессора, детям очень важно осознать комплексную связь между материком и островами, общие закономерности развития. В учебнике приводится общая карта Дальнего Востока, где взаимно увязаны события от древности до Средневековья, и это позволяет говорить не о сахалиноведении в частности, а об истории островного мира Дальнего Востока, истории страны и всей Земли.
«Необходимость в издании такого учебника, безусловно, назрела, потому что предыдущее подобное краеведческое издание относится к 90‑м годам. Самый новый учебник по истории Сахалинской области, изданный в 2008 году, предназначен для студентов, а не для школьников. За прошедшее время археология ушла вперед, были сделаны новые открытия, изменились взгляды на некоторые вопросы, и это должно было найти отражение в учебнике», ― объясняет доцент кафедры, кандидат исторических наук, соавтор учебника Вячеслав Грищенко.
Авторы считают особенно значимыми главы, посвященные средневековой истории Сахалина и Курильских островов в контексте дальневосточной истории. Сегодня Средневековье в школьных учебниках изучается на примере только Западной Европы, при этом на Дальнем Востоке были государства, названия которых зачастую школьник даже и не слышал: королевство Бохай, империя чжурчжэней, «Золотая империя» Цзинь. А ведь королевство Бохай — это самое древнее государственное образование на территории Российской Федерации, существовавшее еще до Киевской Руси.
Ученые надеются, что эти знания будут увлекательны для школьников. На Дальнем Востоке в Средневековье разворачивалась интересная, драматичная и динамичная история: войны, битвы, которые по своим масштабам дали бы фору средневековым событиям в Западной Европе.
Данные по каменному веку и эпохе палеометалла во многом опираются на материалы Археологического музея СахГУ, а также Сахалинского областного краеведческого музея, что придает новому учебнику особую практическую значимость: опираясь на эту материальную базу и иллюстративный материал, школьные учителя могут сделать уроки по истории региона по-настоящему живыми и увлекательными.
«Это особенно ценно потому, что древние времена по логике развития исторических процессов, изучаются в младших классах, хотя изучение древности — наука довольно серьезная», — поясняет Вячеслав Грищенко.
Важен в учебнике также раздел по археологической карте Сахалина и Курильских островов и охране объектов археологического наследия. Здесь школьники должны понять, для чего нужно охранять хрупкое археологическое наследие, почему общество должно терпеть ограничения и нести затраты на его содержание.
Профессор СахГУ, доктор исторических наук Наталья Потапова работала над главами, которые составляют второй том, то есть учебник для 8–9 класса. В них рассматриваются Сахалин и Курильские острова в Новое время, то есть с XVII до начала XX века. Далее следует уже новейшая история, или история Новейшего времени.
«Новое время примечательно тем, что это переход мировой системы к капитализму и его развитие вплоть до начала XX века, до периода империализма. На этом этапе история становится по-настоящему всеобщей, включает в себя все земли и регионы мира и Сахалин и Курильские острова тоже», — говорит Наталья Потапова.
В этот период изучается выход русских людей к Тихому океану, европейские исследования на островах Дальнего Востока, проходившие с XVII века, освоение Курильских островов Японией в XVIII веке и закрепление их за Российской империей.
Вся эта история также насыщена яркими, важными и знаковыми событиями. Например, такими, как Вторая Камчатская экспедиция (она же Великая северная экспедиция), в которой участвовало в общей сложности около тысячи человек. Эта была в полном смысле научная экспедиция, проходившая под руководством Витуса Беринга в период с 1733 по 1743 год. В ее организации участвовала Российская академия наук, в состав входили картографы, геодезисты, художники. А конечным ее итогом стало появление по сути первого комплексного научного труда с описаниями земель и географическими картами.
Выпуск нового краеведческого учебника для детей — проект Института развития образования Сахалинской области. Участие в нем приняли работники разных институтов, музеев, архивов, историки и краеведы. Благодаря их совместным усилиям труд практически завершен, и совсем скоро школьники смогут приступить к занятиям.
Издание будет проиллюстрировано уникальными фотографиями, предоставленными Государственным историческим архивом Сахалинской области. Курс исторического краеведения рассчитан на пять лет, в нем будут такие разделы, как «Сахалин и Курильские острова на геополитической карте мира», «Первые русские поселения на Сахалине», «Опыт каторжного поселения Сахалина», «Русский Сахалин в 1906–1917 гг. Перспективы и реалии жизни» и другие.
«Новый учебник ― произведение исторической школы нашего университета, все авторы так или иначе связаны с СахГУ. Попытки написать такие учебники делались и раньше, но безуспешно, а вот сейчас учебник для детей написался легко. Потому что знания об истории Сахалина и Курил углубились, есть специалисты, есть понимание единства процессов развития островов и материка, есть доступ ко всем источникам, письменным и вещественным. И сегодня пришел момент, когда историческая наука на Сахалине оказалась способна выдать что-то не только для взрослых, но и для детей», ― рассказывает ответственный редактор издания, заведующий кафедрой российской и всеобщей истории, профессор, доктор исторических наук Александр Василевский.
По убеждению профессора, детям очень важно осознать комплексную связь между материком и островами, общие закономерности развития. В учебнике приводится общая карта Дальнего Востока, где взаимно увязаны события от древности до Средневековья, и это позволяет говорить не о сахалиноведении в частности, а об истории островного мира Дальнего Востока, истории страны и всей Земли.
«Необходимость в издании такого учебника, безусловно, назрела, потому что предыдущее подобное краеведческое издание относится к 90‑м годам. Самый новый учебник по истории Сахалинской области, изданный в 2008 году, предназначен для студентов, а не для школьников. За прошедшее время археология ушла вперед, были сделаны новые открытия, изменились взгляды на некоторые вопросы, и это должно было найти отражение в учебнике», ― объясняет доцент кафедры, кандидат исторических наук, соавтор учебника Вячеслав Грищенко.
Авторы считают особенно значимыми главы, посвященные средневековой истории Сахалина и Курильских островов в контексте дальневосточной истории. Сегодня Средневековье в школьных учебниках изучается на примере только Западной Европы, при этом на Дальнем Востоке были государства, названия которых зачастую школьник даже и не слышал: королевство Бохай, империя чжурчжэней, «Золотая империя» Цзинь. А ведь королевство Бохай — это самое древнее государственное образование на территории Российской Федерации, существовавшее еще до Киевской Руси.
Ученые надеются, что эти знания будут увлекательны для школьников. На Дальнем Востоке в Средневековье разворачивалась интересная, драматичная и динамичная история: войны, битвы, которые по своим масштабам дали бы фору средневековым событиям в Западной Европе.
Данные по каменному веку и эпохе палеометалла во многом опираются на материалы Археологического музея СахГУ, а также Сахалинского областного краеведческого музея, что придает новому учебнику особую практическую значимость: опираясь на эту материальную базу и иллюстративный материал, школьные учителя могут сделать уроки по истории региона по-настоящему живыми и увлекательными.
«Это особенно ценно потому, что древние времена по логике развития исторических процессов, изучаются в младших классах, хотя изучение древности — наука довольно серьезная», — поясняет Вячеслав Грищенко.
Важен в учебнике также раздел по археологической карте Сахалина и Курильских островов и охране объектов археологического наследия. Здесь школьники должны понять, для чего нужно охранять хрупкое археологическое наследие, почему общество должно терпеть ограничения и нести затраты на его содержание.
Профессор СахГУ, доктор исторических наук Наталья Потапова работала над главами, которые составляют второй том, то есть учебник для 8–9 класса. В них рассматриваются Сахалин и Курильские острова в Новое время, то есть с XVII до начала XX века. Далее следует уже новейшая история, или история Новейшего времени.
«Новое время примечательно тем, что это переход мировой системы к капитализму и его развитие вплоть до начала XX века, до периода империализма. На этом этапе история становится по-настоящему всеобщей, включает в себя все земли и регионы мира и Сахалин и Курильские острова тоже», — говорит Наталья Потапова.
В этот период изучается выход русских людей к Тихому океану, европейские исследования на островах Дальнего Востока, проходившие с XVII века, освоение Курильских островов Японией в XVIII веке и закрепление их за Российской империей.
Вся эта история также насыщена яркими, важными и знаковыми событиями. Например, такими, как Вторая Камчатская экспедиция (она же Великая северная экспедиция), в которой участвовало в общей сложности около тысячи человек. Эта была в полном смысле научная экспедиция, проходившая под руководством Витуса Беринга в период с 1733 по 1743 год. В ее организации участвовала Российская академия наук, в состав входили картографы, геодезисты, художники. А конечным ее итогом стало появление по сути первого комплексного научного труда с описаниями земель и географическими картами.
Выпуск нового краеведческого учебника для детей — проект Института развития образования Сахалинской области. Участие в нем приняли работники разных институтов, музеев, архивов, историки и краеведы. Благодаря их совместным усилиям труд практически завершен, и совсем скоро школьники смогут приступить к занятиям.