Сахалинские ученые подготовили учебник истории с региональным компонентом

В чис­ле пяти авто­ров ― сотруд­ни­ки кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии Сахалинского государственного университета (СахГУ) Алек­сандр Васи­лев­ский, Ната­лья Пота­по­ва, Юлия Дин и Вяче­слав Гри­щен­ко. Руко­пись на 443 стра­ни­цах была пред­став­ле­на в област­ном цен­тре. Издать трех­том­ное учеб­ное посо­бие, охва­ты­ва­ю­щее все пери­о­ды исто­рии Саха­ли­на и Курил от древ­ней­ших вре­мен до наших дней, пла­ни­ру­ет­ся летом, а к 1 сен­тяб­ря новые учеб­ни­ки долж­ны посту­пить во все шко­лы ост­ров­но­го реги­о­на.


photo_2022-04-22 17.59.09.jpeg

Изда­ние будет про­ил­лю­стри­ро­ва­но уни­каль­ны­ми фото­гра­фи­я­ми, предо­став­лен­ны­ми Госу­дар­ствен­ным исто­ри­че­ским архи­вом Саха­лин­ской обла­сти. Курс исто­ри­че­ско­го кра­е­ве­де­ния рас­счи­тан на пять лет, в нем будут такие раз­де­лы, как «Саха­лин и Куриль­ские ост­ро­ва на гео­по­ли­ти­че­ской кар­те мира», «Пер­вые рус­ские посе­ле­ния на Саха­лине», «Опыт каторж­но­го посе­ле­ния Саха­ли­на», «Рус­ский Саха­лин в 1906–1917 гг. Пер­спек­ти­вы и реа­лии жиз­ни» и дру­гие.

«Новый учеб­ник ― про­из­ве­де­ние исто­ри­че­ской шко­лы наше­го уни­вер­си­те­та, все авто­ры так или ина­че свя­за­ны с СахГУ. Попыт­ки напи­сать такие учеб­ни­ки дела­лись и рань­ше, но без­успеш­но, а вот сей­час учеб­ник для детей напи­сал­ся лег­ко. Пото­му что зна­ния об исто­рии Саха­ли­на и Курил углу­би­лись, есть спе­ци­а­ли­сты, есть пони­ма­ние един­ства про­цес­сов раз­ви­тия ост­ро­вов и мате­ри­ка, есть доступ ко всем источ­ни­кам, пись­мен­ным и веще­ствен­ным. И сего­дня при­шел момент, когда исто­ри­че­ская нау­ка на Саха­лине ока­за­лась спо­соб­на выдать что-то не толь­ко для взрос­лых, но и для детей», ― рассказывает ответ­ствен­ный редак­тор изда­ния, заве­ду­ю­щий кафед­рой рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии, про­фес­сор, док­тор исто­ри­че­ских наук Алек­сандр Васи­лев­ский.

По убеж­де­нию про­фес­со­ра, детям очень важ­но осо­знать ком­плекс­ную связь меж­ду мате­ри­ком и ост­ро­ва­ми, общие зако­но­мер­но­сти раз­ви­тия. В учеб­ни­ке при­во­дит­ся общая кар­та Даль­не­го Восто­ка, где вза­им­но увя­за­ны собы­тия от древ­но­сти до Сред­не­ве­ко­вья, и это поз­во­ля­ет гово­рить не о саха­ли­но­ве­де­нии в част­но­сти, а об исто­рии ост­ров­но­го мира Даль­не­го Восто­ка, исто­рии стра­ны и всей Зем­ли.

«Необ­хо­ди­мость в изда­нии тако­го учеб­ни­ка, без­услов­но, назре­ла, пото­му что преды­ду­щее подоб­ное кра­е­вед­че­ское изда­ние отно­сит­ся к 90‑м годам. Самый новый учеб­ник по исто­рии Саха­лин­ской обла­сти, издан­ный в 2008 году, пред­на­зна­чен для сту­ден­тов, а не для школь­ни­ков. За про­шед­шее вре­мя архео­ло­гия ушла впе­ред, были сде­ла­ны новые откры­тия, изме­ни­лись взгля­ды на неко­то­рые вопро­сы, и это долж­но было най­ти отра­же­ние в учеб­ни­ке», ― объ­яс­ня­ет доцент кафед­ры, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, соавтор учебника Вячеслав Гри­щен­ко.

Авторы считают осо­бен­но зна­чи­мы­ми гла­вы, посвя­щен­ные сред­не­ве­ко­вой исто­рии Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов в кон­тек­сте даль­не­во­сточ­ной исто­рии. Сего­дня Сред­не­ве­ко­вье в школь­ных учеб­ни­ках изу­ча­ет­ся на при­ме­ре толь­ко Запад­ной Евро­пы, при этом на Даль­нем Восто­ке были госу­дар­ства, назва­ния кото­рых зача­стую школь­ник даже и не слы­шал: коро­лев­ство Бохай, импе­рия чжур­чж­эней, «Золо­тая импе­рия» Цзинь. А ведь коро­лев­ство Бохай — это самое древ­нее госу­дар­ствен­ное обра­зо­ва­ние на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Феде­ра­ции, суще­ство­вав­шее еще до Киев­ской Руси.

Уче­ные наде­ют­ся, что эти зна­ния будут увле­ка­тель­ны для школь­ни­ков. На Даль­нем Восто­ке в Сред­не­ве­ко­вье раз­во­ра­чи­ва­лась инте­рес­ная, дра­ма­тич­ная и дина­мич­ная исто­рия: вой­ны, бит­вы, кото­рые по сво­им мас­шта­бам дали бы фору сред­не­ве­ко­вым собы­ти­ям в Запад­ной Евро­пе.

Дан­ные по камен­но­му веку и эпо­хе палео­ме­тал­ла во мно­гом опи­ра­ют­ся на мате­ри­а­лы Архео­ло­ги­че­ско­го музея СахГУ, а так­же Саха­лин­ско­го област­но­го кра­е­вед­че­ско­го музея, что при­дает ново­му учеб­ни­ку осо­бую прак­ти­че­скую зна­чи­мость: опи­ра­ясь на эту мате­ри­аль­ную базу и иллю­стра­тив­ный мате­ри­ал, школь­ные учи­те­ля могут сде­лать уро­ки по исто­рии реги­о­на по-насто­я­ще­му живы­ми и увле­ка­тель­ны­ми.

«Это осо­бен­но цен­но пото­му, что древ­ние вре­ме­на по логи­ке раз­ви­тия исто­ри­че­ских про­цес­сов, изу­ча­ют­ся в млад­ших клас­сах, хотя изу­че­ние древ­но­сти — нау­ка доволь­но серьез­ная», — пояс­ня­ет Вячеслав Гри­щен­ко.

Важен в учеб­ни­ке так­же раз­дел по архео­ло­ги­че­ской кар­те Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов и охране объ­ек­тов архео­ло­ги­че­ско­го насле­дия. Здесь школь­ни­ки долж­ны понять, для чего нуж­но охра­нять хруп­кое архео­ло­ги­че­ское насле­дие, поче­му обще­ство долж­но тер­петь огра­ни­че­ния и нести затра­ты на его содер­жа­ние.

Про­фес­сор СахГУ, док­тор исто­ри­че­ских наук Ната­лья Пота­по­ва рабо­та­ла над гла­ва­ми, кото­рые состав­ля­ют вто­рой том, то есть учеб­ник для 8–9 клас­са. В них рас­смат­ри­ва­ют­ся Саха­лин и Куриль­ские ост­ро­ва в Новое вре­мя, то есть с XVII до нача­ла XX века. Далее сле­ду­ет уже новей­шая исто­рия, или исто­рия Новей­ше­го вре­ме­ни.

«Новое вре­мя при­ме­ча­тель­но тем, что это пере­ход миро­вой систе­мы к капи­та­лиз­му и его раз­ви­тие вплоть до нача­ла XX века, до пери­о­да импе­ри­а­лиз­ма. На этом эта­пе исто­рия ста­но­вит­ся по-насто­я­ще­му все­об­щей, вклю­ча­ет в себя все зем­ли и реги­о­ны мира и Саха­лин и Куриль­ские ост­ро­ва тоже», — гово­рит Наталья Пота­по­ва.

В этот пери­од изу­ча­ет­ся выход рус­ских людей к Тихо­му оке­а­ну, евро­пей­ские иссле­до­ва­ния на ост­ро­вах Даль­не­го Восто­ка, про­хо­див­шие с XVII века, осво­е­ние Куриль­ских ост­ро­вов Япо­ни­ей в XVIII веке и закреп­ле­ние их за Рос­сий­ской импе­ри­ей.

Вся эта исто­рия так­же насы­ще­на ярки­ми, важ­ны­ми и зна­ко­вы­ми собы­ти­я­ми. Напри­мер, таки­ми, как Вто­рая Кам­чат­ская экс­пе­ди­ция (она же Вели­кая север­ная экс­пе­ди­ция), в кото­рой участ­во­ва­ло в общей слож­но­сти око­ло тысячи чело­век. Эта была в пол­ном смыс­ле науч­ная экс­пе­ди­ция, про­хо­див­шая под руко­вод­ством Виту­са Берин­га в пери­од с 1733 по 1743 год. В ее орга­ни­за­ции участ­во­ва­ла Рос­сий­ская ака­де­мия наук, в состав вхо­ди­ли кар­то­гра­фы, гео­де­зи­сты, худож­ни­ки. А конеч­ным ее ито­гом ста­ло появ­ле­ние по сути пер­во­го ком­плекс­но­го науч­но­го тру­да с опи­са­ни­я­ми земель и гео­гра­фи­че­ски­ми кар­та­ми.

Выпуск ново­го кра­е­вед­че­ско­го учеб­ни­ка для детей — про­ект Инсти­ту­та раз­ви­тия обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти. Уча­стие в нем при­ня­ли работ­ни­ки раз­ных инсти­ту­тов, музеев, архи­вов, исто­ри­ки и кра­е­ве­ды. Бла­го­да­ря их сов­мест­ным уси­ли­ям труд прак­ти­че­ски завер­шен, и совсем скоро школьники смогут приступить к занятиям.