В Казани проведут генетический анализ останков солдат, погибших в Великую Отечественную войну

Новости подведомственных учреждений
Казанский федеральный университет совместно с региональной общественной молодежной организацией «Объединение «Отечество» Республики Татарстан приступил к реализации проекта «Память сильнее времени», поддержанного грантом Президента Российской Федерации.

Проект направлен на идентификацию военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны. В рамках проекта будет проведено ДНК-исследование образцов их костных останков, собранных во время поисковых экспедиций. Кроме того, будет создана база данных генетических профилей этих воинов. Она необходима, чтобы вести поиск их родственников по мужской и женской линиям.

Как сообщила доцент кафедры биохимии, биотехнологии и фармакологии Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Ольга Кравцова, на сегодняшний день сотрудниками научно-исследовательской лаборатории молекулярно-генетического анализа и Междисциплинарного центра коллективного пользования КФУ выделены и проанализированы образцы ДНК 65 павших бойцов, останки которых были обнаружены поисковиками объединения «Отечество» в районе деревни Зайцева Гора Калужской области.

Поисковики обратились за помощью именно в Казанский университет, потому что здесь работают специалисты в области генетического анализа и имеется все необходимое для его проведения оборудование.

«Идея ДНК-идентификации пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны у поисковиков возникла давно. Начиная с 2010 года, нами проводились единичные экспертизы по установлению родственных связей между бойцами, чьи костные останки были  обнаружены, и их предполагаемыми родственниками. В ряде случаев удалось установить и подтвердить родственные связи», – рассказала Ольга Кравцова.

В декабре 2021 года было решено масштабировать эти исследования.

«В идеале хотелось бы создать базу данных генетических профилей всех погибших, а также базу данных генетических профилей родственников, которые разыскивают пропавших без вести солдат. Тогда можно было бы гораздо быстрее устанавливать имена героев, отдавших жизнь за Родину», – отметила доцент КФУ.

В данный момент ученые вуза завершают работу, связанную с определением генетических профилей 65 бойцов. Теперь с помощью специальных компьютерных программ предстоит сравнить их с генетическими профилями потенциальных родственников.

Консультантом и идейным вдохновителем проекта является Елена Иогансон, более 20 лет проработавшая судебно-медицинским экспертом.

По ее словам, столь масштабные исследования останков солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, в нашей стране не проводились.
Если пилотный проект окажется удачным, в республике планируется открыть лабораторию, специализирующуюся на генетическом анализе ДНК защитников Отечества.