Подвиг ученых: сотрудники ВИР им. Н. И. Вавилова во время блокады Ленинграда ценой своих жизней сохранили уникальную коллекцию семян
В летописи подвига блокадного Ленинграда невозможно забыть о подвиге сотрудников всемирно известного ВИРа – Всесоюзного института растениеводства, сейчас это — Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова.
В начале Великой Отечественной войны, еще до окружения Ленинграда фашистскими войсками, советское правительство приняло решение об эвакуации ряда заводов и институтов из города, но полностью осуществить это не удалось. Только 17 и 19 января 1942 г. – с первыми грузовиками, которые пошли по Дороге жизни через Ладогу – часть сотрудников смогли эвакуироваться в город Красноуфимск (Свердловская область) и увезти в своих вещевых мешках малую часть коллекции.
Самая большая и наиболее ценная часть Вавиловской коллекции осталась в самом центре осажденного Ленинграда – на Исаакиевской площади. Невзирая на голод и холод, научная деятельность в институте не прекращалась (см. фото научного отчета). Осенью 1941 г. сотрудниками был составлен Тематический план научных исследований на 1942 г.. Он включал в себя теоретические направления изучения коллекции и чисто практическиеразработки. В институте регулярно проводились заседания Ученого совета ВИР. Часть отделов и лабораторий ВИР включилась в научно-исследовательскую работу, имевшую непосредственно оборонное значение.
Но главное было – сохранить Вавиловскую коллекцию семян. Комнаты с коллекциями пшеницы, риса, ячменя, кукурузы, томатов опечатывались, и входить в них поодиночке было категорически запрещено. Работали комиссиями в составе 3-4 человек. Было установлено круглосуточное дежурство по зданию. Раз в неделю дежурные в присутствии главного хранителя мировой коллекции Рудольфа Яновича Кордона открывали двери, проверяли состояние жестяных коробок с семенами и уходили. Зимой температура опускалась до рекордно низких отметок – 36-40°C. Дневная норма выдачи хлеба по карточкам на работающего человека составляла в блокадном городе лишь 250 г хлеба пополам с отрубями, а на служащих и иждивенцев — 125 г. В городе свирепствовал голод, не щадивший ни детей, ни стариков, ни ученых, ни рабочих. Но ВИРовцы не считали семена, хранившие в себе витамины, едой: «Ходить было трудно. Да, невыносимо трудно было вставать, руками – ногами двигать... А не съесть коллекцию – трудно не было. Нисколько! Потому что съесть ее было невозможно. Дело всей жизни, дело жизни своих товарищей». Так писал после войны Вадим Лехнович, соратник Николая Вавилова, который вместе с супругой Ольгой Воскресенской спас коллекцию картофеля.
Сберегли Вавиловскую коллекцию и погибли на рабочих местах более 20 ВИРовцев. Среди них, в частности, Родина Лидия Михайловна – ответственный хранитель коллекции овса, младший научный сотрудник отдела зерновых культур; Иванов Дмитрий Сергеевич – ответственный хранитель коллекции риса, заведующий секцией риса отдела крупяных культур; Щукин Александр Гаврилович – ответственный хранитель коллекции арахиса, младший научный сотрудник отдела технических культур; Крейер Георгий Карлович – ответственный хранитель лекарственных растений, заведующий секцией лекарственных растений, кандидат наук; Гейнц Георгий Викторович – ответственный хранитель книжных фондов ВИР, заведующий библиотекой ВИР…
О хранении картофеля в осажденном Ленинграде Вадим Лехнович вспоминает: «Задача оказалась очень трудной. Приходилось охранять клубни от крыс, мороза и от голодающих людей… Зима 1941/42 года отличалась исключительной суровостью. В подвал с коллекцией картофеля отовсюду забирался мороз. Приходилось ежедневно топить печь. Дрова я доставал всюду, где можно было. Раз в неделю комендант ВИРа снабжала меня вязанкой дров. Во всяком случае, ниже нуля температура в помещении ни разу не опускалась».
С весны 1942 г. сотрудники института стали готовиться к посевной с целью возобновления жизнеспособности семян и клубней на участках совхозов и подсобных хозяйств зоны пригородов Ленинграда под обстрелом немецкой артиллерии. На полях пригородного совхоза была высажена сохраненная коллекция картофеля, в течение всего лета и осени она охранялась от грабителей. Так повторялось на протяжении трех лет блокады. Таким образом, коллекция была спасена и частично размножена.
Спасенная в блокаду уникальная Вавиловская коллекция постоянно пополняется. Сегодня она насчитывает более 320 тыс. образцов генетических ресурсов растений, гербарий – 250 тыс. листов, библиотека – 1,6 млн. единиц хранения. С использованием коллекции было выведено свыше 4,5 тыс. сортов сельскохозяйственных культур. Сочетание потенциала коллекции ВИР и современных генетических технологий позволяет ускорить получение новых сортов сельхозкультур с высокими показателями полезных свойств и устойчивых к стрессовым факторам окружающей среды. Продовольственная и технологическая безопасность России по по-прежнему – в надежных руках ученых!