Студенческие стартапы: как в вузах помогают начать свое дело
17.05.2022
Современные образовательные программы нацелены на развитие у студентов предпринимательских навыков, а российские университеты стараются создать благоприятную среду для появления и развития молодежных стартапов. Кроме того, чтобы сделать университеты местом запуска и дальнейшего продвижения бизнес-идей, в этом году запускается федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». Рассказываем о том, как студенты начинают свое дело уже в процессе учебы.
Оценивали проекты представители бизнес-сообщества региона, которые выступили также наставниками и инвесторами. В частности, их внимание привлекли магистры направления «Реклама и связи с общественностью» Александр Бережнов, Сергей Гнездилов и Алена Садыкова, разработавшие уникальный проект «Онлайн-курс «Контент-мейкер» для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
«Курс включает в себя получение практических навыков работы с графическими редакторами, создание сайтов, копирайтинг, а также предусматривает блок по продвижению и монетизации полученных навыков. Спецификой проекта является особая форма преподнесения материала, комфортная для обучения лиц с ограниченными возможностями», — рассказала Алена Садыкова.
Также внимание членов жюри привлекла разработка Бекмагомеда Джабраилова, который предложил проект «Еcoworld: съедобная посуда».
«Приоритетная идея нашего продукта — решить проблему загрязнения планеты, предложив рынку новый вид съедобной посуды, с различными вкусовыми качествами и различным составом, с учетом предпочтений любителей сладкого, веганов, а также людей, ведущих здоровый образ жизни», — рассказал участник стартап-школы, студент Института экономики и управления СКФУ Алексей Голик.
Ректор Северо-Кавказского федерального университета Дмитрий Беспалов подчеркнул, что выстраивание эффективной экосистемы молодежного предпринимательства является одним из приоритетных направлений вуза.
«Сегодня молодежное предпринимательство играет важную роль в решении социально-экономических проблем. Однако и начинающие молодые предприниматели, и те, кто только думает начать заниматься бизнесом, сталкиваются с рядом трудностей, и одна из целей нашей бизнес-школы — помочь ребятам справиться с ними», — отметил Дмитрий Беспалов.
«Благодаря университетским связям теперь меня зовут в предпринимательские и социально-ориентированные проекты, помогают в организации грамотного маркетинга и рекламе», — рассказала Марина Тавасиева.
Выпускница вуза стала профессиональным шоколатье и основала собственный бренд.
«Для меня все началось в студенческие годы с желания начать работать на себя, быть финансово независимой. Я начала участвовать в конкурсах, программах поддержки государством инициатив молодежи и благодаря этому без собственных материальных вложений получаю много необходимого для моего маленького дела», — сообщила предпринимательница.
Сейчас она старается передать свой опыт детям — будущим кондитерам.
«Я и моя команда ведем и активную социальную работу: проводим мастер-классы и веселые уроки для будущих кондитеров и шоколатье — школьников, воспитанников детских учреждений. Помогаем деткам совместить приятное, полезное и сладкое!» — добавила Мария Тавасиева.
Никита Попков — бывший студент Южно-Уральского государственного университета — тоже начал строить бизнес еще в студенческие годы. Сейчас он возглавляет собственную компанию, ставшую ведущим производителем комплектующих для дентальных (зубных) имплантов.
«Все мы познакомились в университете. Там нам дали хорошую базу в плане начальных знаний, понимания процессов. Так как мы работаем в производстве, это важно. Мы продолжаем сотрудничество с вузом, и сейчас у нас есть совместные проекты», — отметил Никита Попков.
Разработке нашли применение: компания занимается очисткой промышленных сточных вод от масел и нефтепродуктов, ликвидирует разливы нефти, улучшает экстракцию растительного масла и выпускает экологичную продукцию для бытовых нужд.
Сейчас предприятие сотрудничает с крупнейшими промышленными компаниями страны. Развитию бизнеса способствовали в том числе компетенции команды, полученные на проекте УрФУ «Инновационный дайвинг» по вовлечению студентов в инновационную деятельность.
«Команда молодых ученых принимала участие в «дайвинге», отрабатывая навыки коммерциализации научно-технологических разработок университета. Затем команда проекта прошла полный цикл всех сервисов, которые инновационная инфраструктура вуза предоставляет стартапам. Ребята получили возможность полноценно доработать свою идею, прошли ряд образовательных программ и пользовались менторской поддержкой партнеров инновационной инфраструктуры. Успех компании стал ярким подтверждением качества нашей молодежной школы создания инновационных бизнес-проектов», — рассказала руководитель инновационной инфраструктуры УрФУ Надежда Терлыга.
Дипломная работа может представлять собой как идею, так и готовый бизнес-проект (с зарегистрированным юридическим лицом и сформированной командой). Перед защитой студенты проходят менторские и экспертные сессии по маркетингу технологических проектов, мастер-классы «Маркетинг технологических проектов. Оценка рынка», «Управление интеллектуальной собственностью» и «Финансовые модели и экономика инновационных проектов», презентацию выполненных заданий, предзащиту и консультации с экспертами.
Во Владивостоке студенты также готовятся к защите дипломов в виде стартапов. В течение года они работали в акселераторе технопарка «Русский» Дальневосточного федерального университета над проектами в области информационных технологий, туризма, робототехники и образования. В июне готовые проекты будут представлены ведущим компаниям Дальнего Востока в качестве выпускных квалификационных работ.
С 2017 года в подобном формате защитились 38 выпускников вуза с проектами в области биоинженерии, нейротехнологий, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, робототехники и в других направлениях. В студенческие стартапы уже привлечено более 12 млн рублей.
***
Всего до конца этого года через массовый тренинг предпринимательских компетенций пройдут не менее 30 тыс. обучающихся. Тысяча из них получит гранты в 1 млн рублей на создание стартапов. Также реализуются 150 акселерационных программ, в которых студенты смогут представить свои проекты потенциальным инвесторам.
Стимулирование студенческой активности в создании технологических команд и стартапов продолжится и дальше: в 2023 году поддержку получат 1,5 тыс. студентов, а в 2024 году — около 2 тыс. учащихся вузов. Правительство страны до 2024 года направит на эти цели 4,5 млрд рублей.
Первая стартап-школа на Северном Кавказе
Первая на Северном Кавказе стартап-школа «Бизнес+» была организована в рамках реализации программы «Приоритет 2030». Для прохождения образовательного курса были выбраны 150 студентов Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ). Участниками стали те обучающиеся, которые смогли заявить о себе, рассказав о своих идеях, целях и предпринимательском опыте. Студенты погрузились в основы предпринимательской деятельности, получили новые знания на образовательных блоках и сразу же применили их на практике. Кроме того, участники школы получили финансирование в 1,5 млн рублей на реализацию своих идей.Оценивали проекты представители бизнес-сообщества региона, которые выступили также наставниками и инвесторами. В частности, их внимание привлекли магистры направления «Реклама и связи с общественностью» Александр Бережнов, Сергей Гнездилов и Алена Садыкова, разработавшие уникальный проект «Онлайн-курс «Контент-мейкер» для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
«Курс включает в себя получение практических навыков работы с графическими редакторами, создание сайтов, копирайтинг, а также предусматривает блок по продвижению и монетизации полученных навыков. Спецификой проекта является особая форма преподнесения материала, комфортная для обучения лиц с ограниченными возможностями», — рассказала Алена Садыкова.
Также внимание членов жюри привлекла разработка Бекмагомеда Джабраилова, который предложил проект «Еcoworld: съедобная посуда».
«Приоритетная идея нашего продукта — решить проблему загрязнения планеты, предложив рынку новый вид съедобной посуды, с различными вкусовыми качествами и различным составом, с учетом предпочтений любителей сладкого, веганов, а также людей, ведущих здоровый образ жизни», — рассказал участник стартап-школы, студент Института экономики и управления СКФУ Алексей Голик.
Ректор Северо-Кавказского федерального университета Дмитрий Беспалов подчеркнул, что выстраивание эффективной экосистемы молодежного предпринимательства является одним из приоритетных направлений вуза.
«Сегодня молодежное предпринимательство играет важную роль в решении социально-экономических проблем. Однако и начинающие молодые предприниматели, и те, кто только думает начать заниматься бизнесом, сталкиваются с рядом трудностей, и одна из целей нашей бизнес-школы — помочь ребятам справиться с ними», — отметил Дмитрий Беспалов.
Университетские связи в помощь бизнесу
Еще одна молодая предпринимательница с Кавказа, Марина Тавасиева, выпускница Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета) призналась, что создать свой бизнес ей помогла активная общественная деятельность в студенческие годы.«Благодаря университетским связям теперь меня зовут в предпринимательские и социально-ориентированные проекты, помогают в организации грамотного маркетинга и рекламе», — рассказала Марина Тавасиева.
Выпускница вуза стала профессиональным шоколатье и основала собственный бренд.
«Для меня все началось в студенческие годы с желания начать работать на себя, быть финансово независимой. Я начала участвовать в конкурсах, программах поддержки государством инициатив молодежи и благодаря этому без собственных материальных вложений получаю много необходимого для моего маленького дела», — сообщила предпринимательница.
Сейчас она старается передать свой опыт детям — будущим кондитерам.
«Я и моя команда ведем и активную социальную работу: проводим мастер-классы и веселые уроки для будущих кондитеров и шоколатье — школьников, воспитанников детских учреждений. Помогаем деткам совместить приятное, полезное и сладкое!» — добавила Мария Тавасиева.
Никита Попков — бывший студент Южно-Уральского государственного университета — тоже начал строить бизнес еще в студенческие годы. Сейчас он возглавляет собственную компанию, ставшую ведущим производителем комплектующих для дентальных (зубных) имплантов.
«Все мы познакомились в университете. Там нам дали хорошую базу в плане начальных знаний, понимания процессов. Так как мы работаем в производстве, это важно. Мы продолжаем сотрудничество с вузом, и сейчас у нас есть совместные проекты», — отметил Никита Попков.
Вовлечение студентов в инновационную деятельность
Собственную компанию основали и научные сотрудники Уральского федерального университета (УрФУ) — аспирант физико-технического факультета Андрей Елагин и доктор химических наук Максим Миронов. Заняться бизнесом они решили, когда в ходе научных исследований создали реагент, отделяющий жиры и масла от различных поверхностей, в том числе воды.Разработке нашли применение: компания занимается очисткой промышленных сточных вод от масел и нефтепродуктов, ликвидирует разливы нефти, улучшает экстракцию растительного масла и выпускает экологичную продукцию для бытовых нужд.
Сейчас предприятие сотрудничает с крупнейшими промышленными компаниями страны. Развитию бизнеса способствовали в том числе компетенции команды, полученные на проекте УрФУ «Инновационный дайвинг» по вовлечению студентов в инновационную деятельность.
«Команда молодых ученых принимала участие в «дайвинге», отрабатывая навыки коммерциализации научно-технологических разработок университета. Затем команда проекта прошла полный цикл всех сервисов, которые инновационная инфраструктура вуза предоставляет стартапам. Ребята получили возможность полноценно доработать свою идею, прошли ряд образовательных программ и пользовались менторской поддержкой партнеров инновационной инфраструктуры. Успех компании стал ярким подтверждением качества нашей молодежной школы создания инновационных бизнес-проектов», — рассказала руководитель инновационной инфраструктуры УрФУ Надежда Терлыга.
Защита стартапов в качестве выпускной квалификационной работы
Сейчас студенты УрФУ, участвующие в проекте «Инновационный дайвинг», готовятся к защите выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом». Эта программа стартовала в вузе еще в 2020 году.Дипломная работа может представлять собой как идею, так и готовый бизнес-проект (с зарегистрированным юридическим лицом и сформированной командой). Перед защитой студенты проходят менторские и экспертные сессии по маркетингу технологических проектов, мастер-классы «Маркетинг технологических проектов. Оценка рынка», «Управление интеллектуальной собственностью» и «Финансовые модели и экономика инновационных проектов», презентацию выполненных заданий, предзащиту и консультации с экспертами.
Во Владивостоке студенты также готовятся к защите дипломов в виде стартапов. В течение года они работали в акселераторе технопарка «Русский» Дальневосточного федерального университета над проектами в области информационных технологий, туризма, робототехники и образования. В июне готовые проекты будут представлены ведущим компаниям Дальнего Востока в качестве выпускных квалификационных работ.
С 2017 года в подобном формате защитились 38 выпускников вуза с проектами в области биоинженерии, нейротехнологий, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, робототехники и в других направлениях. В студенческие стартапы уже привлечено более 12 млн рублей.
***
Всего до конца этого года через массовый тренинг предпринимательских компетенций пройдут не менее 30 тыс. обучающихся. Тысяча из них получит гранты в 1 млн рублей на создание стартапов. Также реализуются 150 акселерационных программ, в которых студенты смогут представить свои проекты потенциальным инвесторам.
Стимулирование студенческой активности в создании технологических команд и стартапов продолжится и дальше: в 2023 году поддержку получат 1,5 тыс. студентов, а в 2024 году — около 2 тыс. учащихся вузов. Правительство страны до 2024 года направит на эти цели 4,5 млрд рублей.