Центры по противодействию терроризму и экстремизму на базе вузов работают во всех округах России
Безопасность в высших учебных заведениях стала одной из тем, которые обсудили 24 мая на Международном научном форуме «Каспий 2022: пути устойчивого развития».
Для ее обеспечения при Минобрнауки России создана сеть координационных центров, которые распределены по всем округам страны. Об этом во время пленарной дискуссии «Комплексная безопасность Каспийского макрорегиона» рассказала заместитель Министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина.
Одной из основных задач, которую решают такие центры, стало обучение специалистов, ответственных за профилактику экстремизма, противодействие идеологии терроризма и деструктивным проявлениям. Например, в 2021 году более 3,6 тыс. специалистов прошли обучение в координационных центрах. Это в пять раз больше, чем в 2020 году. В 2022 году в таких центрах планируется обучить около 10 тыс. специалистов.
По словам Елены Дружининой, помимо работы, которая ведется в координационных центрах, на сайте Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и в сети Интернет (НЦПТИ) размещена актуальная информация о мероприятиях, посвященных противодействию экстремизму и терроризму.
«Сейчас система работает по такому принципу: на сайте НЦПТИ мы через личный кабинет даем университетам доступ к самым передовым рекомендациям и исследованиям, посвященным теме, проводим обучение ректоров и профессорско-преподавательского состава. А уже университеты, в свою очередь, обязательно во взаимодействии с региональными властями и представителями силовых структур разрабатывают свою, локальную концепцию по комплексной безопасности. Всегда подчеркиваем, что вуз — это не оторванный от субъекта центр обучения, это неотъемлемая его часть, центр развития», — отметила замминистра.
Заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Гурба подчеркнул, что основная задача, которая стоит перед преподавателями и сотрудниками учебных заведений, — это профилактическая работа. По его словам, она состоит в консолидации сообщества, знании признаков, которые могут свидетельствовать о подготовке преступления, а также умении правильно вести себя в случае опасности.
Особое внимание участники дискуссии уделили работе с иностранными студентами. По словам заместителя руководителя Россотрудничества Павла Шевцова, в 82 странах мира сегодня функционирует 92 центра, сотрудники которых работают с иностранными студентами, желающими учиться в России. Такое взаимодействие очень важно для обеспечения безопасности не только в университете, но и в регионах. В частности, для этого в текущем году Россотрудничество начало проводить ряд тестовых испытаний, которые не просто проверяют знание абитуриентов по той или иной специальности, но и позволяют составить их психологический портрет.
Замглавы Минобрнауки России Елена Дружинина подчеркнула, что вузы в свою очередь должны вести адаптационную работу с иностранными студентами, которые оказались в непривычных условиях в связи с переездом в новую страну. В частности и для этого в университетах созданы психологические центры, куда учащиеся могут обратиться за поддержкой, а в рамках тех же координационных центров по противодействию терроризму и экстремизму запускаются площадки «Открытый диалог», на которых у ребята тоже есть возможность обсудить волнующие их вопросы.
В пленарной дискуссии также приняли участие старший вице-президент по Каспийскому региону ООО «Евразия Менеджмент», председатель попечительского совета Астраханского государственного университета (АГУ) Александр Жилкин и и.о. руководителя представительства МИД России в г. Астрахани Мерген Джеваков. Модераторами выступили руководитель Центра стратегических исследований Евразии АГУ, профессор Павел Карабущенко и директор Института исследований проблем юга России и Прикаспия АГУ Анна Романова.