Из вуза в бизнес: как развиваются студенческие стартапы

Для стимулирования новых креативных и коммерческих начинаний в российских вузах развивают инструменты поддержки предпринимательской активности в молодежной среде. Одним из таких инструментов стала программа «Стартап как диплом», которая позволяет молодым людям представить свои бизнес-идеи в качестве выпускной квалификационной работы и привлечь внимание инвесторов. Кроме того, при вузах создаются бизнес-инкубаторы, где студенты развивают предпринимательские навыки, и проводятся конкурсы, победители которых получают стартовый капитал на реализацию своих проектов.

В День российского предпринимательства мы запускаем новую рубрику, в которой будем рассказывать, какие коммерческие идеи предлагают студенты и как из молодежных стартапов развивается успешный бизнес.

Новички из Оренбурга

В проекте «Стартап как диплом» Оренбургский государственный университет (ОГУ) участвует с 2021 года. В октябре первые 18 студентов подали заявки на выполнение выпускных квалификационных работ в форме стартапа. Защиты запланированы на июнь, к ряду проектов уже проявили интерес потенциальные инвесторы. Темы представленных проектов разнообразны, от создания обеззараживателей воздуха до комплексного продвижения информационных продуктов. Часть стартапов подготовлена в соавторстве, другие разрабатываются студентами индивидуально.

Так, магистрант химико-биологического факультета ОГУ Виктор Суслов взял за основу для стартапа идею разработки портативной вентиляционной установки для антибактериального обеззараживания воздуха. Аппарат представляет собой закрытое устройство, оборудованное ультрафиолетовым излучателем.

«Уникальность установки заключается в том, что ее можно использовать в присутствии людей, в отличие, например, от кварцевой лампы. Это безопасно, так как ультрафиолетовое излучение сосредоточено внутри. Кроме того, аппарат содержит электромагнитную термоловушку, которая улавливает отрицательно заряженные микроорганизмы. От высокой температуры они погибают, что дает антибактериальный эффект», — рассказал Виктор Суслов. 

Университет оказывает авторам стартапов всестороннюю поддержку в их подготовке. В течение учебного года в ОГУ неоднократно проводились внутренние экспертные сессии, в рамках которых студенты презентовали свои идеи, проведенные исследования и предварительные бизнес-планы, получая компетентные предложения по совершенствованию проектов.

Кроме того, Институт управления проектами ОГУ включил авторов стартапов в работу предакселерационной программы Национальной технологической инициативы. Студенты получили возможность пройти нетворкинги и интенсивы, доработать свои проекты, а также посетить лекции ведущих российских специалистов-практиков в области бизнеса.

Писать диплом вместе с инвестором

В Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова на факультете бизнеса «Капитаны» с 2020 года практикуют защиту выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом». Уже защищено 16 таких дипломов. Сейчас еще 20 студентов готовятся представить свои бизнес-идеи. Им помогают консультанты, а для внешней экспертной оценки вуз приглашает бизнес-менторов и инвесторов, которые участвуют в проектных питч-сессиях, дают студентам обратную связь, помогают выявить скрытые проблемы и сформировать дальнейшую стратегию развития проекта.

В качестве основных критериев оценки стартапа экзаменационная комиссия использует технологическую, товарную, социальную или инновационную составляющую проекта, концептуальное решение по бизнес-модели, наличие потенциального инвестора и ряд других параметров. Лучшие студенческие проекты получают стартовые инвестиции для запуска.

photo_2022-05-26 15.31.29.jpeg

Молодежные стартапы на Кубани

В этом году в Кубанском государственном университете (КубГУ) учрежден конкурс молодежных предпринимательских инициатив. Уже состоялся финал конкурса, в номинации «Лучшая идея для создания инновационного проекта» защитили свои проекты 7 студентов, а в номинации «Лучший инновационный предпринимательский проект» — 10 учащихся. Победители в каждой из номинаций в зависимости от занятого места получили денежные выплаты от 5 до 50 тысяч рублей.

Одна из предпринимательских идей, которую вся экспертная комиссия оценила достаточно высоко, — проект создания рационального гардероба с элементами адаптивной одежды для матерей детей — инвалидов-колясочников.

photo_2022-05-26 15.18.33.jpeg

Автор проекта, студентка 3 курса факультета архитектуры и дизайна Мария Рылеева, ссылаясь на данные сайта «Президентские гранты», отмечает, что 98% опрошенных мам с «особыми» детьми не знают специализированных магазинов и покупают обыкновенные вещи, а потом пытаются адаптировать их под свои нужды и нужды детей.

По словам студентки, сейчас в России только несколько компаний производят одежду для детей с ДЦП, и все это микробизнесы, за которыми стоит личная история и собственный «особенный» ребенок. Для родителей детей-инвалидов таких производств нет совсем. Поэтому Мария Рылеева решила запустить проект, цель которого — создать промышленно воспроизводимую коллекцию одежды для мам детей с ДЦП. Коллекция разрабатывается на широкий размерный ряд и возраст.

Также в вузе действует программа «Стартап как диплом», по ней уже защищены пять проектов. Один из зарекомендовавших себя и развивающихся в настоящее время стартапов — школа программирования для глухонемых «IT D&D». Команда проекта в составе студентов 4 курса экономического факультета КубГУ Александра Родионова и Максима Брусилова, а также сурдопереводчика Евгении Мильской создают онлайн-платформу цифровых навыков, которая позволит людям с ограничениями по слуху реализовать себя в современных IT-профессиях. За счет внедрения в процесс обучения системы сурдоперевода количество IT-специалистов в среде тех, кто испытывает трудности со слухом, может возрасти кратно.

«Наша школа позволяет обучать слабослышащих людей новым, ранее не доступным направлениям. На данный момент мы обучаем 1С и веб-разработке», — рассказал руководитель проекта Александр Родионов.

Команда считает, что как таковых аналогов этой системе обучения в мире нет. Имеются адаптированные курсы с бегущей строкой субтитров, но этого не достаточно для эффективного обучения. Сейчас студенты развиваются как в сторону B2C-направления, так и в сторону работы с крупными компаниями.

Сколково в Мордовии

На площадке «Технопарка-Мордовия» запустили лабораторию по генерации идей технологических стартапов «SkLab. Мордовия». Лаборатории SkLab — это бесплатные программы, которые проводятся Открытым университетом Сколково совместно с вузами, технопарками, бизнес-инкубаторами и другими институтами поддержки технологического предпринимательства в регионах РФ. Основная цель при этом — помочь участникам придумать идею будущего стартапа, получить экспертную оценку идеи, найти единомышленников и стать частью проектной команды.

photo_2022-05-26 15.18.22.jpeg

Соорганизаторами программы в Мордовии выступили Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва и Агентство инновационного развития Республики Мордовия. На участие в программе из региона было подано 178 заявок. На протяжении четырех дней команды активно прорабатывали свои идеи совместно с опытными наставниками. Участники тренировались в генерации жизнеспособных идей для стартапа, решали антикризисные кейсы, прорабатывали вопросы сегментации рынка, узнали способы и подходы к исследованию потребителей, научились выделять релевантные гипотезы и составлять шорт-листы по их проверке, приобрели навыки успешной презентации и защитили свои идеи перед профессиональным экспертным сообществом.

На финальной защите восемь команд презентовали свои проектные идеи жюри. Первое место завоевала команда с идеей проекта по увеличению продуктивности светодиодных облучателей. Разработка направлена на улучшение с помощью светодиодных фитооблучателей качеств грунта. Второе место эксперты отдали команде ROSSA с идеей разработки одноименной аналитической системы для помощи в принятии решения по уходу за газоном на спортивных стадионах. А третье место заняла команда «Электронный агроном» с идеей сервиса агроконсалтинга на основе системы датчиков интернета вещей и искусственного интеллекта.

Бизнес-инкубатор за полярным кругом

В Арктическом государственном институте культуры и искусств (АГИКИ) тоже организовали конкурс студенческих бизнес-идей. Победители этого года Снежана Бурцева и Айастаан Боронов получили грант в 150 тыс. рублей, который потратят на организацию студии музыки и вокала. Под нее уже выделили помещение в одном из учебных корпусов университета. Грант пойдет на ремонт помещения и покупку мебели, музыкальных инструментов и учебных материалов.

«Правительство страны уделяет большое внимание всестороннему развитию талантов молодых людей в разных сферах, включая и предпринимательство. Принимаются своевременные решения о проведении больших конкурсов, тренингов и семинаров, поддержке стартап-студий при российских вузах. Все это должно повысить не только предпринимательские компетенции у ребят, но и способствовать к применению полученных во время обучения знаний для позитивных преобразований. Конкурс, который провел наш вуз, внесет большой вклад в развитие этого направления», — уверена ректор АГИКИ Саргылана Игнатьева. 

Якутский преакселератор

В преакселераторе «24 шага» Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) предпринимательские навыки развивают молодые ученые и исследователи, студенты, пишущие выпускную квалификационную работу в виде стартапов, и начинающие предприниматели.

«Преакселератор помогает оформить идею в четкий и понятный проект, который затем можно подать на грант и представить спонсорам. Первый поток «24 шага» проходил с ноября по декабрь 2021 года, второй закончился в феврале. Эффективность обучения уже доказана: за это время три проекта попали в топ-100 Федерального предакселератора НТИ-2021, три проекта прошли в седьмой поток акселератора «Б8», который проходит прямо сейчас», — говорит ректор СВФУ Анатолий Николаев.

photo_2022-05-26 15.21.55.jpeg

Одним из этих проектов стала платформа для изучения английского языка трилингвальным способом Anglo. Окончив обучение в «24 шага», его команда также победила в номинации «Лучшая научно-инновационная разработка» конкурса Научно-технического совета СВФУ.

«Нас в команде по разработке приложения четверо: двое студентов СВФУ и двое из других вузов. Учебный материал на этапе подготовки пилота разрабатываем сами и планируем реализовать его в СВФУ и в Министерстве образования и науки Республики Саха (Якутия). После преакселератора у нас получилось проанализировать рынок, тщательнее поработать с ценностными предложениями для целевой аудитории и понять, на что целиться в разработке приложения», — прокомментировал магистрант Горного института СВФУ Валерий Кычкин.

Преакселератор  «24 шага» проводится в СВФУ дважды в год совместно с акселератором «Б8» и Технопарком «Якутия». Участники слушают лекции от экспертов, которые помогают «упаковать» проект, подготовить к грантовому конкурсу и представить инвестору. Каждая команда получает обратную связь, узнает, какие решения сегодня востребованы на рынке, обретает полезные в бизнесе контакты.

***

Напомним, поддержка студенческого предпринимательства и раскрытие потенциала молодежи в бизнес-среде предусмотрены стратегическими проектами Правительства в сфере образования и науки и соответствуют первостепенным задачам молодежной политики Минобрнауки России. До 2024 года в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» в российских вузах должны появиться 15 пилотных университетских стартап-студий и состояться 450 акселерационных программ. Поддержку для своих проектов должны получить 4,5 тысячи студентов. Более 180 тысяч молодых ребят смогут приобрести новые компетенции в сфере предпринимательства. Также по одному миллиону рублей получат победители проекта «Студенческий стартап», направленного на поддержку студентов и аспирантов, которые разработали потенциально успешный проект на основании научно-технологических исследований.

         

Читать также