Одобрен к использованию материал, повышающий долговечность и прочность дорожного покрытия
01.06.2022
Материал для дорожного покрытия — фосфогипс дорожный — разработали ученые Саратова. Его производство отличается низкой себестоимостью, а использование увеличивает срок безремонтной эксплуатации автомобильных дорог вдвое, до 20 и более лет. На рынке дорожно-строительных материалов он не имеет аналогов. Экспериментально его тестировали при строительстве дорог с 2015 года, на сегодняшний день разработка прошла необходимую сертификацию и официально одобрена к использованию. На базе технологии получения фосфогипса дорожного ученые планируют создать линейку материалов специальной авто- и железнодорожной направленности. Разработка новых материалов является частью стратегического проекта «Химия и новые материалы» программы развития университета в рамках федеральной программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».
Вяжущий комплексный материал фосфогипс дорожный был разработан учеными Саратовского государственного университета (СГУ) им. Н.Г. Чернышевского из отходов промышленного производства АО «Апатит». По своим эксплуатационным характеристикам фосфогипс в 2-4 раза превышает традиционно используемые материалы — щебень и песок. Прочностные и эксплуатационные характеристики вяжущего материала не только многократно превышают требования нормативной документации для дорожной отрасли, но и позволяют полностью или частично заменить щебень и песок при строительстве дорог.
«Конструкция автомобильной дороги состоит из двух основных слоев: нижнего — это все дополнительные слои до асфальтобетонного покрытия — и верхнего — это асфальтобетон (асфальт). Фосфогипс дорожный, разработанный и используемый при строительстве автомобильных дорог, создает высокопрочный нижний слой. По прочностным характеристикам он соответствует легкому бетону и обладает уникальными свойствами: не боится переувлажнения, морозостоек, не вспучивается при морозах, обладает высоким параметром гибкости, выдерживает нагрузки до 30 тонн на ось, что в два раза выше нормативных требований», — пояснил руководитель отдела инжиниринга и промышленного дизайна СГУ им. Н.Г. Чернышевского Сергей Коротковский.
Низкая стоимость материала и длительный срок эксплуатации обеспечивают высокую экономическую целесообразность его производства и применения. Стоимость работ по строительству и содержанию автомобильных дорог разных категорий оказывается на 30-70% ниже, чем при применении традиционных материалов и способов строительства нижних слоев автомобильной дороги общего пользования. Простота технологии применения фосфогипса дорожного не требует дополнительной дорожно-строительной техники по сравнению с традиционными способами строительства.
Новый материал экологически безопасен и уже прошел необходимую стандартизацию и сертификацию в государственных органах. Работа над исследованием была начата в 2015 году. Тогда же с применением нового материала начали строить первые дороги в качестве научного эксперимента. На сегодняшний день из него построено более 30 километров автомобильных дорог общего пользования регионального и федерального значения. Ученые прогнозируют, что у дорожного полотна, построенного с использованием этого материала, срок эксплуатации без применения ремонта основания дороги составит не менее 20 лет.
Вяжущий комплексный материал фосфогипс дорожный был разработан учеными Саратовского государственного университета (СГУ) им. Н.Г. Чернышевского из отходов промышленного производства АО «Апатит». По своим эксплуатационным характеристикам фосфогипс в 2-4 раза превышает традиционно используемые материалы — щебень и песок. Прочностные и эксплуатационные характеристики вяжущего материала не только многократно превышают требования нормативной документации для дорожной отрасли, но и позволяют полностью или частично заменить щебень и песок при строительстве дорог.
«Конструкция автомобильной дороги состоит из двух основных слоев: нижнего — это все дополнительные слои до асфальтобетонного покрытия — и верхнего — это асфальтобетон (асфальт). Фосфогипс дорожный, разработанный и используемый при строительстве автомобильных дорог, создает высокопрочный нижний слой. По прочностным характеристикам он соответствует легкому бетону и обладает уникальными свойствами: не боится переувлажнения, морозостоек, не вспучивается при морозах, обладает высоким параметром гибкости, выдерживает нагрузки до 30 тонн на ось, что в два раза выше нормативных требований», — пояснил руководитель отдела инжиниринга и промышленного дизайна СГУ им. Н.Г. Чернышевского Сергей Коротковский.
Низкая стоимость материала и длительный срок эксплуатации обеспечивают высокую экономическую целесообразность его производства и применения. Стоимость работ по строительству и содержанию автомобильных дорог разных категорий оказывается на 30-70% ниже, чем при применении традиционных материалов и способов строительства нижних слоев автомобильной дороги общего пользования. Простота технологии применения фосфогипса дорожного не требует дополнительной дорожно-строительной техники по сравнению с традиционными способами строительства.
Новый материал экологически безопасен и уже прошел необходимую стандартизацию и сертификацию в государственных органах. Работа над исследованием была начата в 2015 году. Тогда же с применением нового материала начали строить первые дороги в качестве научного эксперимента. На сегодняшний день из него построено более 30 километров автомобильных дорог общего пользования регионального и федерального значения. Ученые прогнозируют, что у дорожного полотна, построенного с использованием этого материала, срок эксплуатации без применения ремонта основания дороги составит не менее 20 лет.