Казанские ученые разработали модель электродвигателя
В Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) разработали базовую модель автомобильного электродвигателя для оборудования российских электрокаров. Проект по созданию новых высокоэффективных автомобильных тяговых электродвигателей средней и большой мощности реализуется на базе кафедры «Приборостроение и мехатроника» в рамках реализации федеральной программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» и является частью стратегии вуза по импортозамещению технологий. Опытный образец электродвигателя будет представлен уже в следующем году. Он станет одним из первых российских электродвигателей, разработанных в стране и запущенных в промышленное производство.
Опыт создания и внедрения в производство инновационного электрооборудования у КГЭУ уже есть: в прошлом году в вузе был успешно реализован проект по разработке серии интеллектуальных энергоэффективных электроприводов нефтяных станков-качалок на базе вентильных двигателей с адаптивной системой управления для «умных» месторождений. В этом году Казанский энергоуниверситет разработал отечественный электродвигатель. Инновационная разработка будет выпущена в промышленный оборот: модель электродвигателя ждет серийное производство на одном из отечественных предприятий. Выход на опытный образец запланирован на 2023 год.
По словам руководителя проекта, профессора кафедры «Приборостроение и мехатроника» КГЭУ Владимира Корнилова, университет располагает необходимым опытом, компетенциями и инфраструктурой для разработки рабочей конструкторской документации по созданию опытного образца и его испытания.
«Сейчас разрабатывается отечественный электродвигатель небольшой мощности для узкопрофильных электромобилей – гольф-каров, техники ЖКХ и т. д. В КГЭУ готовы предложить заказчикам и разработку отечественных электродвигателей средней и большой мощности – для грузового электротранспорта, электробусов и тягачей. Кроме того, ведутся переговоры с представителями одной из московских промышленных компаний о создании отечественного тягового двигателя для легкового электротранспорта. Таких двигателей в России пока никто не разработал и не производит», – рассказывает о потребностях рынка профессор Владимир Корнилов.
«Мы понимаем, какие серьезные вызовы стоят перед нашей страной в условиях жесточайших санкций. Но российская наука всегда имела достаточный потенциал для разработки и внедрения в производство отечественных инновационных решений. Программа по импортозамещению ставит перед нами задачу сделать российский электродвигатель не хуже зарубежного. Уверен, что предложенная модель электродвигателя станет нашим вкладом в развитие импортозамещения в стране. Проект предполагает создание макетного образца, затем опытного и, наконец, малой серии. А улучшение характеристик всегда возможно даже на этапе серийного производства», – отметил проректор КГЭУ по научной работе и коммерциализации Игорь Ившин.