Эффективные бизнес-модели для инновационных продуктов: как молодые предприниматели запускают стартапы в вузах
В рубрике «Студенческие стартапы» продолжаем рассказывать о том, как вузы помогают молодым предпринимателям развить необходимые для рынка компетенции, реализовать бизнес-идеи и организовать свое дело.
Проектно-инвестиционные сессии и консультации по маркетингу
В Южном федеральном университете (ЮФУ) с 2018 года действует Акселератор SBS для развития проекта от идеи до первых продаж и Преакселератор для грантополучателей программы «У.М.Н.И.К.» Фонда содействия инвестициям. С 2019 года студенты успешно реализуют проекты в междисциплинарных командах в рамках интенсивов «SfeduNet» при поддержке «Университета НТИ 20.35». В 2022 году пройдёт первый выпуск бакалавров факультета бизнеса «Капитаны» ЮФУ — планируется представить сразу 22 предпринимательских проекта в качестве Выпускной квалификационной работы (ВКР). Традиционную активность в этом направлении проявляют студенты факультета управления и Высшей школы бизнеса ЮФУ, в которых ВКР по собственным стартапам защитили уже 12 выпускников за 3 года. Благодаря реализации программы «Стартап как диплом» многие студенты, могут определиться со своим будущим. В Южном федеральном университете немало реализованных успешных кейсов, среди которых «Шестое чувство», «Умный киоск», «School quiz», «Резервирование и аналитика в ресторане», «Прибор для выявления болезней сердца» и другие не менее перспективные проекты.
Кроме того, с 2022 года в университете запущена инициативная программа «SFEDU STARTUPS», в рамках которой участники получают круглогодичное сопровождение, консультации по маркетингу, экономике, работе с клиентами, презентациям, а также общей логике и бизнес-модели своих стартапов и предпринимательских проектов.
«Интересно, что довольно часто встречаются студенты, которые не ищут каких-либо программ акселерации, а просто реализуют идею и открывают бизнес. Это хорошо, но, как правило, они не знают об упущенных возможностях, которые помогают им развиваться в разы быстрее. Для них мы нашли гибкий подход в «SFEDU STARTUPS» — стараемся вовремя подсказать рычаги кратного роста в каналах продаж и точечно помогаем доработать бизнес-модель, не отвлекаясь на длительные курсы. Напротив, есть ребята, которые становятся предпринимателями уже после Акселератора. К каждому свой подход. Но программа «Стартап как диплом» хороша именно тем, что даёт возможность сфокусироваться на собственном проекте, решить противоречие между бизнесом и учёбой», – отметил директор проектного офиса развития инновационных и предпринимательских компетенций Центра трансфера технологий ЮФУ Станислав Труфанов.
Одной из возможностей представить свой проект на широкое обозрение и привлечь инвесторов стала проектно-инвестиционная сессия SFedU Exponent, которая реализуется Институтом компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ с 2021 года.
Так, на третьей проектно-инвестиционной сессии разработчики представили успешные кейсы, вышедшие на этап minimal valueable product. Одним из них был проект «Газоанализатор для средств химической и экологической безопасности», разработанный коллективом Института нанотехнологий, электроники и приборостроения ЮФУ: аспиранткой ИНЭП ЮФУ Ириной Гуляевой и студенткой 4 курса направления «Наноинженери» ИНЭП ЮФУ Юлией Морозовой под руководством доцента кафедры нанотехнологий и микросистемной техники Виктора Климина. Основная цель проекта — создание малогабаритного резистивного и ионизационного газоанализатора, приводящего к улучшению газочувствительных свойств. Так, команда разработала 2 вида газоанализаторов, которые имеют возможность опознавать до 6 видов газов. Помимо уникальных свойств, устройство имеет доступную себестоимость. Как отметили авторы проекта, их оборудование особенно актуально на химпредприятиях.
«Сейчас стоит проблема создания отечественных устройств газоанализаторов в рамках программы импортозамещения сенсорики. Это проблема промышленных предприятий, особенно тех, кто попал под санкции в связи с обстановкой в мире. Также, на предприятиях электронной и химической промышленности важно контролировать концентрацию вредных или опасных веществ, выделяющихся в ходе технологического процесса», — рассказала аспирантка ИНЭП ЮФУ Ирина Гуляева.
На данном этапе проект находится на стадии тестирования прототипа, отлаживания процессов и устранения ошибок. К концу этого года планируется его корпусирование, а к концу следующего – сертификация. Газоанализаторы, разработанные в ЮФУ, могут применяться на предприятиях электронной и химической промышленности, а также если их модифицировать, в бытовых помещениях.
«ЮФУ предоставляет возможность студентам и аспирантам разрабатывать и создавать. В нашем случае это аппаратное обеспечение и помещение, а также проведение таких мероприятий по акселерации как exp(sfedu). Это очень сильная прокачка в экономическом и финансовом плане для неопытных», — отметила Ирина Гуляева.
Молодежный бизнес-инкубатор в Тюмени
В Тюменском индустриальном университете (ТИУ) создан Молодежный бизнес-инкубатор для реализации различных видов поддержки предпринимательской и инновационной деятельности студентов. Это площадка, где можно попробовать силы в развитии своих бизнес-идей, получить опыт предпринимательской деятельности при поддержке специалистов молодежного бизнес-инкубатора, найти единомышленников и собрать команду для развития бизнеса. Здесь создаются условия для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, в том числе через формирование стартапов и малых предприятий.
К тому же в университете два года действует программа «Стартап как диплом», направленная на вовлечение талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства, а также на поддержку бизнеса, находящегося на начальной стадии. За реализацию программы в вузе отвечает Молодёжный бизнес-инкубатор.
В 2021 году в новом формате защиту прошли 4 проекта, на этапе предзащиты сейчас находятся еще 14 проектов. Например, студентка Института сервиса и отраслевого управления Екатерина Михайлова разрабатывает сервис по обмену туристическими маршрутами. Продукт представляет собой руководство для самостоятельных путешествий по отдаленным частям России и популярным маршрутам ближнего зарубежья, который позволит сэкономить время на планирование и оценить свои ресурсы, исходя из физической подготовки, бюджета на поездку, продолжительности путешествия. Туристические гайды разрабатывают и загружают в систему опытные туристы, в которых отражают необходимую информацию для прохождения этого маршрута самостоятельно. Уже разработан гайд «Тридцатый маршрут» на Кавказе.
Проектированием и изготовлением механизма для селективного отбора лекарственных препаратов Life Control занимается студент Института промышленных технологий и инжиниринга Денис Лосев. Life Control — это программно-аппаратный комплекс для мониторинга и контроля приема лекарственных препаратов и БАДов, состоящий из мобильного приложения и умной таблетницы.
Мобильное приложение служит для назначения и контроля приема лекарственных средств, уже разработано и проходит стадию B-тестирования. С мобильным приложением синхронизирована умная таблетница, которая выдает таблетки. Рабочий прототип также проходит лабораторные испытания.
«С помощью LifeControl можно контролировать не только собственный приём лекарств, но и членов семьи. Продукт будет полезен и для одиноких пожилых людей, которые хоть раз забывали принять нужную таблетку. Теперь отслеживать этот процесс легко из любой точки страны и не волноваться, что родные и близкие не приняли таблетки», — рассказал Денис Лосев.
Инновационные IT-продукты начинаются с университета
В Белгородском госуниверситете тоже развиваются условия для самореализации студентов, магистрантов и аспирантов в области технологического предпринимательства, выстраивается экосистема, способствующая появлению новых инновационных идей и стартап-проектов.
В институте инженерных и цифровых технологий широко поддерживается научно-техническое творчество, каждый обучающийся может не только стать автором оригинальной идеи, но и реализовать её в виде конечного продукта, пользующего спросом у потребителей. По словам директора института Константина Польщикова, созданию студентами собственных инженерных решений и IT-разработок способствуют высокий уровень получаемых знаний и участие в проектных командах образовательного интенсива «Инженерный спецназ», а также помощь опытных наставников-преподавателей и привлечение к практико-ориентированному обучению представителей высокотехнологичных компаний.
Выпускник института инженерных и цифровых технологий Павел Бузов – яркий пример того, как студент может стать автором инновационного IT-продукта и основателем собственного малого предприятия. Сегодня Павел Бузов — генеральный директор АО «СофтКоннект». На третьем курсе он вошёл в команду проекта по созданию программного продукта UFOModeler – инновационного российского программного обеспечения для имитации производственно-технологических и организационно-деловых процессов на основе оригинального системно-объектного подхода «Узел-Функция-Объект». Руководитель проекта профессор, доктор технических наук Сергей Маторин стал руководителем его дипломного проекта. После окончания университета Павел Бузов продолжил работать над инновационным моделированием, и в 2015 году вместе с коллегами из АО «СофтКоннект» и НИУ «БелГУ» разработал UFOModeler и получил свидетельство о государственной регистрации. По признанию молодого предпринимателя, свои успехом он обязан родной alma mater и преподавателям-наставникам, которые разглядели в нём инноватора и помогли реализоваться.
«Наш вуз — это большая ресурсная база, где есть практически всё для достижения результатов. Главное — умение и понимание, как ей пользоваться. А ещё важно встретить единомышленников и создать команду. Это процесс непростой, но интересный, и НИУ «БелГУ» позволяет осуществить это в полном объёме. Разработку UFOModeler мы презентовали на открытии лаборатории системного анализа. Ректор НИУ «БелГУ», профессор Олег Полухин высоко оценил перспективы продукта. Предприятие «СофтКоннект», где я сегодня работаю, тесно сотрудничает с НИУ «БелГУ» в области разработки и внедрения информационных и перспективных технологий», — отметил выпускник белгородского университета.
***
Отметим, до 2024 года в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» в российских вузах должны появиться 15 новых стартап-студий и состояться 450 акселерационных программ. Поддержку для своих проектов должны получить 4,5 тысячи студентов. Более 180 тысяч молодых ребят смогут приобрести новые компетенции в сфере предпринимательства. Также по одному миллиону рублей получат победители проекта «Студенческий стартап», направленного на поддержку студентов и аспирантов, которые разработали потенциально успешный проект на основании научно-технологических исследований. Поддержка студенческого предпринимательства оказывается на федеральном уровне: раскрытие потенциала молодежи в бизнес-среде предусмотрено стратегическим проектом «Платформа университетского технологического предпринимательства», реализуемым Минобрнауки России.