Ученые разработали новый метод неразрушающего контроля для проверки автомобильных дорог

Новый метод устанавливает точную локализацию дефектов и помогает назначать автотрассам адресный ремонт. Разработанный подход основывается на математических моделях, что позволяет проверять дороги без отбора проб покрытия и без его повреждения.

Исследователи Донского государственного технического университета во главе с доктором технических наук, доцентом кафедры «Автомобильные дороги» ДГТУ Артемом Тиратуряном представили теоретические основы нового метода неразрушающего контроля состояния автомобильных дорог. Разработка позволяет определить, с каким именно слоем возникла проблема, и каким образом ее можно решить. Например, в случае падения жесткости основания перекрытие слоя асфальтобетона не будет эффективно: примерно через год вернутся те же дефекты.

«Пока не будет решена проблема с грунтом, замена основания не приведет к ожидаемым результатам. Грунт может быть переувлажнен, либо может быть нарушена работа системы водоотвода», — рассказывает Артем Тиратурян.

Метод ученых ДГТУ сочетает в себе инструментальные измерения с применением современных диагностических установок ударного нагружения и математическое моделирование, необходимое для того, чтобы сопоставить идеальную расчетную картину деформирования с результатами натурных наблюдений.

«Математическая модель, разработанная совместно с кафедрой «Информационные системы в строительстве» ДГТУ, позволяет задать все необходимые для расчетов параметры: толщину слоев асфальтобетона, оснований и грунтов. За счет этого можно воспроизвести на компьютере так называемую расчетную чашу прогибов (то, как трасса деформируется под нагрузкой)», — пояснил Артем Тиратурян.

По словам доцента кафедры, особенность модели заключается в том, что она строится, исходя из идеализированных параметров — механических свойств каждого слоя. В завершении процедуры расчетные показатели накладываются на экспериментальные.

Значения фактической жесткости слоя асфальтобетона, слоя основания и рабочего слоя грунта земляного полотна получают от установки ударного нагружения.

photo_2022-06-07 09.56.30.jpeg

Установка ударного нагружения, используемая для измерения прочности автомобильных дорог, представляет собой двухосный полуприцеп, на котором смонтированы механизм ударного нагружения, воспроизводящий нагрузку, соответствующую классическому транспортному средству, а также балка с датчиками-геофонами, расположенными через каждые 30 см по мере удаления от точки нагружения. Датчики позволяют регистрировать вертикальную деформацию на расстоянии до 2,1 м от точки ударного воздействия.

Информацию с датчиков можно сравнить с проектом и в случае их несовпадения назначить ремонт. Новизна решения заключается в области применяемых вычислительных алгоритмов, которые не уступают, а во многом и превосходят известные мировые практики в этой области. Уже получены результаты, позволяющие производить анализ всего процесса деформирования дорожной одежды за промежуток времени, соответствующий контакту колеса автомобиля с покрытием.