Фокус на человека: равные возможности в высшем образовании
Прошло заседание Рабочей группы по реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Участие в нем приняли более 150 экспертов — представители Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов и Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, Минобрнауки, Минпросвещения, Минтруда России, руководители и сотрудники федеральных и региональных министерств и ведомств, представители вузов и колледжей, всероссийских общественных организаций инвалидов и некоммерческих объединений.
В основе плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования лежит живой запрос конкретного человека, имеющего ограничения по здоровью и желающего получить диплом колледжа или вуза, профессионально реализоваться, быть полезным обществу.
Студентам с ограниченными возможностями здоровья помогают получить высшее образование и найти работу ресурсные учебно-методические центры (РУМЦ). Только за первое полугодие 2022 года 3,2 тыс. школьников обратились в РУМЦ за индивидуальной помощью в выборе профессионального пути. Для обеспечения поддержки абитуриентов и студентов с инвалидностью созданы горячие линии РУМЦ.
На заседании Минобрнауки России представило конкретные результаты действий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Так, за первое полугодие текущего года 482 студента прошли обучение по дополнительной образовательной программе «Волонтерская деятельность в инклюзивной среде», 700 выпускников с инвалидностью записались на онлайн-курсы по развитию профессиональных и гибких навыков.
В рамках Плана по развитию механизмов доступности образования для лиц с инвалидностью Федеральный методический центр инклюзивного образования представил проект порядка выдачи образовательного сертификата для обучения по программам среднего профессионального образования. В свою очередь, РУМЦ Новосибирского государственного технического университета совместно с региональным министерством предложил решение по выдаче образовательного сертификата для уровня магистратуры.
Представители Костромской области (РУМЦ Московского государственного психолого-педагогического университета) и Ставропольского края (РУМЦ Северо-Кавказского федерального университета) поделились первыми результатами разработки методики общероссийского исследования потребностей и возможностей детей-инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья для получения ими профессионального образования.
По итогам встречи ее участники отметили, что работа, направленная на выполнение межведомственного комплексного плана будет продолжаться при сотрудничестве и регулярном взаимодействии всех ответственных и заинтересованных сторон.