Научные каникулы: как студенты и аспиранты проводят лето
12.07.2022
Десятки вузов по всей стране организуют летние программы для студентов и молодых ученых из России и зарубежья. О том, зачем на каникулах ходить в университет и чему можно научиться в летних школах, рассказываем в нашем материале.
По словам руководителя проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и разнообразие в истории и современности», президента АлтГУ, профессора Сергея Землюкова, организаторы школы стремились создать атмосферу научного поиска и творческих решений на Чарышской земле, где сосредоточено много археологических памятников предыдущих эпох.
«Деятельность Школы молодых тюркологов направлена на консолидацию молодых ученых России и стран Центральной Азии, чьи научные исследования связаны с изучением различных аспектов развития тюркской историко-культурной общности, традиционной культуры и языка, формирования тюрко-славянского взаимодействия. Я надеюсь, что наши уважаемые эксперты сумели передать молодым ученым любовь к науке, к будущей профессии, к историческим памятникам Большого Алтая», — отметил Сергей Землюков.
Лекции экспертов Второй международного летней школы молодых ученых – тюркологов и алтаистов были посвящены темам археологического наследия Северного Алтая, распространению элементов тюркской культуры в лесостепном Алтае, жизни раннесредневековых тюрков Алтая и Тянь-Шаня. Молодым ученым рассказали об археологических находках в Северо-Восточном Казахстане, городищах раннего Средневековья в Монголии и природных условиях и ресурсах Большого Алтая как ключевого региона Евразии.
Помимо лекций для участников Школы организовали поездку на раскопки курганов могильника Усть-Теплая. Раскопки ведет Международная археологическая экспедиция «Большой Алтай: тюркское наследие. Сентелек – 2022» в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности» АлтГУ при участии ученых Кемеровского госуниверситета, Института археологии и этнографии СО РАН и НАО «Торайгыров университет» Республики Казахстан. На экскурсии молодым ученым рассказали об уникальности комплекса Усть-Тёплая, где находятся раскопы трёх курганов, относящихся к разным культурам – афанасьевской, пазырыкской и тюркской, а также о методике археологических исследований курганных захоронений.
«Летняя школа анализа биомедицинских данных проводится впервые, и мы не ожидали такого количества заявок — более 10 на место. В итоге нам пришлось увеличить число участников с 80 до 90. Конечно, высокий интерес к биоинформатике вовсе не случаен: это направление — уже одно из самых популярных, и его востребованность будет только расти», — рассказал Павел Волчков, руководитель организационного комитета, заведующий лабораторией геномной инженерии МФТИ.
Программа школы включает лекции, практические занятия и консультации. Участники освоят базовые навыки программирования на Python и работы в командной строке и получат знания по основам молекулярной биологии. В теоретической части программы можно будет выбрать одно из направлений, посвященных разным областям анализа биоинформатических данных: вирусологию, анализ NGS-данных или лабораторную генетику. По итогам обучения участники научатся анализировать биомедицинские данные согласно общепризнанным стандартам, кроме того, они смогут реализовать и защитить собственный проект.
Биоарт предполагает создание высокотехнологичных произведений искусства с использованием живых тканей, бактерий, микроорганизмов и целых экосистем.
«Биоарт как основной тематический трек позволил объединить компетенции молодых биологов, экологов, инженеров и коммуникаторов, чтобы попробовать творчески осмыслить через технологическую метафору роль и право человека на «покорение» природы, конфликт искусственного и природного», — рассказала организатор школы, заведующая кафедрой Связи с общественностью СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Лариса Шарахина.
За три дня погружения в мир Art & Science участники школы – более 30 студентов и молодых специалистов разных областей знаний, — объединившись в междисциплинарные команды, смогли воплотить свои творческие идеи для решения актуальных экологических проблем.В составе каждой из 5 команд был художник, инженер и специалист по социальной коммуникации.
Перед участниками стояла задача разработать технологическую метафору, проблематизирующую роль человека в устойчивости биосферы. Так, авторы одного из проектов разработали компьютерную игру, где человек собирает «бестиарий» мусорных объектов с подробной информацией о способах их повторного использования и переработки. Проекты команд оценило экспертное жюри. После завершения школы три команды, первыми прошедшие этапы исследования, фокусировки и составления бюджета, смогут доработать проекты под кураторством СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и экспертов.
Археологические памятники на Алтае
В рамках международного научно-образовательного проекта «Тюркский мир Большого Алтая» Алтайского госуниверситета, на базе «Голубой Утёс» в Чарышском районе прошла Вторая международная летняя школа молодых ученых – тюркологов и алтаистов «Археология, история и биоразнообразие Большого Алтая». В ней приняли участие около 40 молодых ученых из 10 университетов России, Кыргызстана и Казахстана.По словам руководителя проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и разнообразие в истории и современности», президента АлтГУ, профессора Сергея Землюкова, организаторы школы стремились создать атмосферу научного поиска и творческих решений на Чарышской земле, где сосредоточено много археологических памятников предыдущих эпох.
«Деятельность Школы молодых тюркологов направлена на консолидацию молодых ученых России и стран Центральной Азии, чьи научные исследования связаны с изучением различных аспектов развития тюркской историко-культурной общности, традиционной культуры и языка, формирования тюрко-славянского взаимодействия. Я надеюсь, что наши уважаемые эксперты сумели передать молодым ученым любовь к науке, к будущей профессии, к историческим памятникам Большого Алтая», — отметил Сергей Землюков.
Лекции экспертов Второй международного летней школы молодых ученых – тюркологов и алтаистов были посвящены темам археологического наследия Северного Алтая, распространению элементов тюркской культуры в лесостепном Алтае, жизни раннесредневековых тюрков Алтая и Тянь-Шаня. Молодым ученым рассказали об археологических находках в Северо-Восточном Казахстане, городищах раннего Средневековья в Монголии и природных условиях и ресурсах Большого Алтая как ключевого региона Евразии.
Помимо лекций для участников Школы организовали поездку на раскопки курганов могильника Усть-Теплая. Раскопки ведет Международная археологическая экспедиция «Большой Алтай: тюркское наследие. Сентелек – 2022» в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности» АлтГУ при участии ученых Кемеровского госуниверситета, Института археологии и этнографии СО РАН и НАО «Торайгыров университет» Республики Казахстан. На экскурсии молодым ученым рассказали об уникальности комплекса Усть-Тёплая, где находятся раскопы трёх курганов, относящихся к разным культурам – афанасьевской, пазырыкской и тюркской, а также о методике археологических исследований курганных захоронений.
Анализ биомедицинских данных в Москве
На базе Национального исследовательского университета «Московский физико-технический институт» (МФТИ) совместно с Эндокринологическим научным центром (ЭНЦ) проводится Летняя школа анализа биомедицинских данных. Ее участниками стали 90 студентов-старшекурсников, аспирантов и молодых специалистов из Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Сколтеха, Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, Южного федерального университета, Казанского федерального университета, Университета «ИТМО» и других вузов страны.«Летняя школа анализа биомедицинских данных проводится впервые, и мы не ожидали такого количества заявок — более 10 на место. В итоге нам пришлось увеличить число участников с 80 до 90. Конечно, высокий интерес к биоинформатике вовсе не случаен: это направление — уже одно из самых популярных, и его востребованность будет только расти», — рассказал Павел Волчков, руководитель организационного комитета, заведующий лабораторией геномной инженерии МФТИ.
Программа школы включает лекции, практические занятия и консультации. Участники освоят базовые навыки программирования на Python и работы в командной строке и получат знания по основам молекулярной биологии. В теоретической части программы можно будет выбрать одно из направлений, посвященных разным областям анализа биоинформатических данных: вирусологию, анализ NGS-данных или лабораторную генетику. По итогам обучения участники научатся анализировать биомедицинские данные согласно общепризнанным стандартам, кроме того, они смогут реализовать и защитить собственный проект.
Биоарт в культурной столице
На площадке Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» в рамках конкурса St. Petersburg Young Design 2022 прошла первая междисциплинарная проектная школа «Наутилус 4.0. Погружение». Программа школы включала лекции-экскурсии по Ботаническому саду БИН им. В.Л. Комарова РАН и дизайн-центру «Ленполиграфмаш», междисциплинарные практики, интерактивы и разработку биоарт-проектов.Биоарт предполагает создание высокотехнологичных произведений искусства с использованием живых тканей, бактерий, микроорганизмов и целых экосистем.
«Биоарт как основной тематический трек позволил объединить компетенции молодых биологов, экологов, инженеров и коммуникаторов, чтобы попробовать творчески осмыслить через технологическую метафору роль и право человека на «покорение» природы, конфликт искусственного и природного», — рассказала организатор школы, заведующая кафедрой Связи с общественностью СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Лариса Шарахина.
За три дня погружения в мир Art & Science участники школы – более 30 студентов и молодых специалистов разных областей знаний, — объединившись в междисциплинарные команды, смогли воплотить свои творческие идеи для решения актуальных экологических проблем.В составе каждой из 5 команд был художник, инженер и специалист по социальной коммуникации.
Перед участниками стояла задача разработать технологическую метафору, проблематизирующую роль человека в устойчивости биосферы. Так, авторы одного из проектов разработали компьютерную игру, где человек собирает «бестиарий» мусорных объектов с подробной информацией о способах их повторного использования и переработки. Проекты команд оценило экспертное жюри. После завершения школы три команды, первыми прошедшие этапы исследования, фокусировки и составления бюджета, смогут доработать проекты под кураторством СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и экспертов.