Константин Могилевский: Африканский континент был и остается важнейшим партнером России в области науки и образования

На федеральной территории «Сириус» проходит первая министерская конференция форума партнерства «Россия — Африка» (СМИД Россия — Африка). Делегацию Министерства науки и высшего образования Российской Федерации возглавляет заместитель Министра Константин Могилевский.

На мероприятии между Россией и Республикой Чад было подписано межправительственное соглашение о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней, а также межведомственный меморандум о сотрудничестве в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Соглашение о взаимном признании образования обеспечит беспрепятственный доступ к продолжению обучения и работы для студентов и выпускников России и Чада. Межведомственный меморандум позволит увеличить число совместных научных проектов и внедрить их результаты в реальный сектор экономики.

На полях конференции состоялась панельная сессия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Перспективы научно-образовательного сотрудничества России и Африки». На ней представители профильных ведомств и организаций из России, ЮАР, Уганды, Чада, Сейшельских Островов, Сенегала, Бенина и Камеруна обсудили подготовку национальных кадров, развитие межвузовского взаимодействия и научных связей, перспективы сотрудничества России и Африки, в том числе в рамках Консорциума «Российско-Африканский сетевой университет».

Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский, выступая на панельной сессии, отметил, что российско-африканские отношения имеют долгую историю.

«В настоящее время в России обучается более 355 тысяч иностранных студентов, из них более 34 тысяч — учащиеся из африканских стран. Это порядка 5% от общего числа студентов африканского континента по всему миру», — отметил Константин Могилевский.

В качестве нового инструмента по привлечению талантливых иностранных граждан на обучение в Россию замминистра отметил грантовую поддержку. Она начнет действовать в следующем году и станет дополнением квотного механизма. Планируется, что с каждым годом число грантов будет расти и достигнет 10 тысяч.

Константин Могилевский также добавил, что для России африканский континент был и остается важнейшим партнером в области науки и образования. Минобрнауки России открыто к диалогу и готово развивать взаимоотношения.

На панельной сессии участники обсудили и развитие русского языка в странах Африки. Сегодня в трех университетах и четырех лицеях Бамако и Республики Мали работает семь центров русского языка и культуры «Русское пространство» Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы. А на базе факультета общественных наук Университета Агостиньо Нето в Анголе 5 ноября был открыт класс русского языка НИУ Белгородского государственного университета. Там выпускники ангольских школ смогут активно изучать русский язык, знакомиться с русской культурой, традициями и обычаями.

«Кроме того, ведется совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе в сфере взаимного признания образования. Это особенно важно для студентов, которые выбирают Россию для обучения, позволяя избежать дополнительных процедур по их возвращению на родину. На полях конференции было подписано подобное соглашение с Чадом. На заключительной стадии подготовки находятся аналогичные проекты документов с Алжиром, ЮАР и Египтом», — отметил замглавы Минобрнауки России.

На конференции Константин Могилевский провел встречи с главами министерств иностранных дел Гвинейской Республики, Мали и Эфиопии, где обсуждались итоги визита делегации Минобрнауки России в Африку.

Кроме того, замглавы Минобрнауки провел переговоры с Министром науки, технологий, инноваций Республики Уганда госпожой Моникой Мусенеро Масанза и заместителем Министра высшего образования и профессиональной подготовки Южно-Африканской Республики Бути Кгвариди Манамелой. Стороны рассмотрели вопросы совершенствования нормативно-правовой базы сотрудничества, подготовки национальных кадров, наращивания темпов академической и научной мобильности, а также обучения русскому языку в дистанционном формате для школьников старших классов школ и студентов.