Стартап как диплом
Программа «Стартап как диплом» направлена на вовлечение талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства, а также на поддержку бизнеса, находящегося на начальной стадии. Разработка и реализация программы обучения абитуриентов и преподавателей университетов в подготовке стартапов в качестве ВКР предусмотрены программой «Цифровая экономика».
Выпускная квалификационная работа представляет собой реально существующий бизнес-проект, созданный одним студентом или командой (с юридическими лицами и сформированной командой), так и быть в стадии идеи. Он должен демонстрировать уровень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
В основе программы – ежегодный цикл мероприятий: тренинги, направленные на формирование проектных и предпринимательских компетенций, soft и hard skills; студенческий акселератор; поддержка при подготовке заявок на конкурсы для привлечения финансирования; консультации ведущих экспертов и постоянное сопровождение команд на всех этапах жизненного цикла проекта.
Стать участникам программы «Стартап как диплом» может студент любого направления подготовки, специальности и уровня образования. Главное условие – соответствие роли в команде стартапа и функциональных обязанностей студента, подтверждающих освоение компетенций, установленных ФГОС ВО или ОС ВО.
С 2021 года планируется внедрение практики учета выпускных квалификационных работ в виде стартапов в более чем 40 вузах, в том числе в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, Томском политехническом университете, Сибирском федеральном университете, Южном федеральном университете, Юго-Западном государственном университете и других. Впервые в пробном режиме программа стартовала в 2017 году в Дальневосточном федеральном университете.
В ноябре 2020 года на площадке форума состоялось подписание соглашения о взаимодействии между Минобрнауки России и Агентством стратегических инициатив (АСИ). В рамках соглашения планируется совместная работа по развитию и популяризации молодежного предпринимательства, а также выявление и поддержка проектов и лучших практик в этой области. В ходе совместной работы планируется уделить внимание программе «Стартап как диплом», являющейся одним из ключевых элементов экосистемы студенческого предпринимательства.
«Проект «Стартап как диплом» – прекрасная возможность молодым и инициативным студентам попробовать свои силы и защитить свой диплом в таком необычном формате. Мне кажется, это вполне соответствует тем пожеланиям, которые высказывают и экспертное сообщество, и работодатели о том, что образование должно быть практико-ориентированным и давать больше возможностей для самореализации», – заявил Валерий Фальков.
Стартап в сфере хирургической навигации с использованием дополненной реальности
В Университете ИТМО защитить дипломы на основе стартапов студенты могут уже на протяжении нескольких лет. При поддержке Минобрнауки России в 2019 году в вузе разработали регламент защиты ВКР в формате наукоемких бизнес-проектов («Бизнес-тезисов»). Одним из выпускников, которые представили свой диплом в виде стартапа, стал магистр факультета технологического менеджмента и инноваций Роман Шипляков. Его проект в сфере хирургической навигации и предоперационного планирования с использованием дополненной реальности стал одним из лучших на защите. После выпуска Роман продолжил работу – сейчас проект SkaleozAR готовят к выходу на российский и международный рынки.
Дополненную реальность можно использовать как в малоинвазивных медицинских манипуляциях, так и в серьезных ортопедических, челюстно-лицевых и нейрохирургических операциях. Навигация с помощью этой технологии поможет хирургам лучше понимать положение органов и анатомически значимых образований. Это позволит снизить риски возможных осложнений и во многом облегчит саму операцию. SkaleozAR имеет целый ряд преимуществ: высокая точность навигации, минимальная травматичность, полное отсутствие лучевой нагрузки и финансовая доступность. «Особенность кейса в индивидуальном моделировании для пациента по результатам инструментальной диагностики. Так, для каждого человека проводится компьютерная томография, на основе которой мы формируем 3D-модель, и уже на следующий день врач во время операции может пользоваться воссозданной с помощью дополненной реальности виртуальной моделью расположения органов пациента», – отмечает Роман Шипляков.
В процессе учебы идея превратилась в оформленный стартап, который может заинтересовать стратегических и финансовых партнеров. Это удалось благодаря преподавателям и профессионалам Университета ИТМО: они сформировали у Романа правильное представление о позиционировании продукта. Приблизить же стартап к пользователю помогли консультации специалистов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета и Федерального научного центра реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта Минтруда России, в том числе и хирургов, которые вносили практические коррективы в проект. Сейчас Роман с коллегами проводят переговоры с частными инвесторами, продолжают совместные исследования с психиатрическим медицинским университетом и центром реабилитации инвалидов.
Антон Гопка, декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО, отметил: «Мы считаем, что новый этап цифровой трансформации экономики требует принципиально новых компетенций и способов квалификации обучающихся. Мы одними из первых внедрили прозрачные процедуры защиты бизнес-проектов в качестве выпускных работ. Нашей целью была бесшовная синхронизация основных направлений деятельности вузов: прорывных разработок, фундаментального системного образования, инноваций и трансфера российских технологий на национальный и международные рынки. Сейчас мы дорабатываем регламенты и все процессы вместе с нашими вузами-партнерами, чтобы обеспечить новый уровень межсетевого взаимодействия – межвузовские студенческие бизнес-проекты, вывод продуктов, релевантных для региональных рынков, и многое другое. Мы рады, что такие форматы активно поддерживаются Министерством науки и высшего образования и видим большой потенциал конвертации этих студенческих проектов в наукоемкие бизнесы, которые станут локомотивом роста инновационной экономики России».
Стартап в сфере навигации по достопримечательностям Саратовской области
Выпускница направления «Туризм» Института социального и производственного менеджмента Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина Дилафруз Григорьева предложила организовать туристическую навигацию по достопримечательностям Саратова. Свои идеи в качестве стартапа она описала в ВКР.
«Я исследовала существующую навигацию Саратовской агломерации, определила ее сильные и слабые стороны. Главная моя находка – внедрение туристской навигационной системы. Наличие такой системы увеличит туристический поток и повысит конкурентоспособность региона. Доступ к достопримечательностям и культурному наследию области станет намного легче, проще и понятнее как для гостей города, так и для жителей региона», – сказала выпускница.
Дилафруз предложила разработать уникальный и узнаваемый шрифт для навигации, который можно будет использовать на знаках, свидетельствующих о направлении, на знаках, установленных на объектах туристского интереса, и на знаках, нанесенных на путеводители и карты. «Уникальный шрифт мог бы стать стартом для создания или поддержания единой системы ориентирующей информации», – отметила выпускница. Шрифт должен быть хорошо заметен на улицах невооруженным взглядом, выглядеть привлекательно для русскоязычных и иностранных туристов. Еще Дилафруз предложила установить возле историко-культурных объектов таблички с QR-кодом, при считывании которого пользователь переходит на страницу об интересующем объекте в интернете. Информация может быть в нескольких формах – текстовой, звуковой и визуальной.
«Исследовательская работа была выполнена в формате стартапа, связанного с концепцией развития СГТУ имени Гагарина как опорного вуза региона. Ряд позиций, заявленных в работе, мы смогли реализовать в полном объеме совместно с местными предпринимателями и бизнесменами. Наши разработки заинтересовали общественность, поэтому мы будем продолжать эту работу со студентами и магистрантами», – добавила научный руководитель Дилафруз, профессор кафедры «Экономика труда и производственных комплексов» ИСПМ Ольга Лысикова.
Научная разработка выпускницы заинтересовала профильные туристические организации Саратовской области и получила поддержку и высокую оценку со стороны комитета туризма региона. В настоящее время уже внедряют некоторые из предложений Дилафруз.
Стартап в сфере импортозамещения: аналог системы очистки садков от мертвой рыбы
Выпускник бакалавриата Института лесных, горных и строительных наук Петрозаводского государственного университета Александр Чистяков разработал механизированный подъемник отходов из садков – ловушек для рыб – для российских рыбохозяйственных форелевых предприятий. Исследования и апробация опытного образца проходили на базе Инженерного парка института под научным руководством доцента кафедры транспортных и технологических машин ПетрГУ Евгения Тихонова.
Разработка может быть использована в малых и средних садках, не предусматривает сетного конуса, а, значит, при подъеме рыба не будет выпадать из конуса и скапливаться на дне водоема. Еще один плюс этой работы – не будет подниматься донный осадок, который является стрессовым фактором для рыб, особенно в зимний период. Разработка направлена на повышение эффективности и экологической безопасности садковых рыбохозяйственных предприятий. «Использование зарубежных систем отходов затруднено в силу их повышенной стоимости в малых и средних садках. Они больше адаптированы для морского базирования в незамерзающих зонах для акваферм с большой производственной мощностью. Наша разработка является полным импортозамещающим аналогом, который адаптирован к условиям арктической и субарктической зон. В системе отсутствуют подвижные детали, она изготавливается из полиэтилена низкого давления, не требующего специализированного дорогостоящего оборудования», – рассказывает о разработке Александр Чистяков.
Принцип действия механизированной системы построен на базе технологии норвежского производства AirLift – подъем жидкости из глубины за счет подачи сжатого воздуха под давлением, нагнетаемым компрессором в подающую трубу. Разработанное устройство в ПетрГУ состоит из вертикальной трубы, опущенной в воду, в нижнюю часть которой под давлением нагнетают воздух. Образовавшаяся смесь жидкости и пузырьков поднимается и захватывает отход рыб благодаря разности удельных масс смеси и жидкости. К конусу присоединяется гофрированная труба. Для обеспечения вертикального положения трубы применяется буй. Также в систему входит водоотделитель, который обеспечивает разделение мертвой рыбы от воды и емкость для сбора рыбы. Все комплектующие базируются на плавсредстве подходящей грузоподъемности.
Для системы характерны низкая себестоимость и трудозатраты, использование одного компрессора на любое количество садков.
Разработка успешно прошла все испытания и была запатентована. Сейчас проект Александра принимает участие в инновационном конкурсе Фонда содействия инновациям «УМНИК», уже пройден заочный этап. В случае одобрения идеи конкурсной комиссией в финале полученный грант пойдет на дальнейшее развитие проекта.
Стартап в сфере переработки аккумуляторов
Программа «Стартап как диплом» в Уральском федеральном университете реализуется с весны 2020 года. Пока выпускную квалификационную работу в таком формате защитили три человека, но в вузе уверены – это только начало.
«Стартап как диплом – новая тема для университета, в котором студенты и многие преподаватели привыкли к защите дипломов в классическом университетском формате. Такой формат – движение в сторону развития компетенций технологических предпринимателей у студентов», – рассказывает заместитель первого проректора УрФУ Надежда Терлыга. Студенты университета могут попробовать свои силы как потенциальные технологические предприниматели и овладеть новыми компетенциями в рамках проекта «Инновационный дайвинг», продолжить развивать направление и выйти на новый уровень: защитить стартап как диплом и даже создать собственную высокотехнологичную компанию.
«Другой, не менее интересный путь для реализации программы: наиболее мотивированные и одаренные в сфере техпредпринимательства студенты-старшекурсники, прошедшие конкурсный отбор, могут отправиться на практику в компанию “Техноспарк”, с которой УрФУ заключил в мае 2020 года соответствующее соглашение. Там ребята, склонные к коммерческой деятельности и развитию высоких технологий, получат возможность пройти стажировку, работая с готовым стартапом под началом опытных экспертов или развивая собственный проект в технопарке, оснащенном современным оборудованием. Стоит отметить, что эта индивидуальная спецпрограмма для ребят бесплатна. Итог один – защита коммерческого высокотехнологичного проекта», – добавила Надежда.
Пример удачного и эффективного проекта, защищенного в формате «Стартап как диплом» – «Русский кобальт – переработка литий-ионных аккумуляторов». Команда проекта состоит из выпускников, аспирантов и молодых сотрудников УрФУ. Участники предлагают разработку и реализацию технологии, с помощью которой из аккумуляторов можно получить ценные металлы – кобальт, алюминий, литий, медь.
«Считаю программу “Стартап как диплом” интересной и полезной для студентов-старшекурсников. Если студент выбирает магистратуру – это осознанное решение, связанное с его специальностью. Затем молодой человек получает возможность выбрать наиболее эффективный для себя формат – это шанс создать и развить свою высокотехнологичную компанию. Следующая задача будущего предпринимателя – собрать команду, которая будет увлечена его идеей. Научный руководитель может дать очень ценные советы в научно-технической сфере, например, подсказать, как улучшить технологию. Сейчас наш проект активно реализуется и испытывает кадровый голод: мы ждем молодых, талантливых и амбициозных технических и коммерческих специалистов», – рассказал соавтор проекта, аспирант ИНМТ УрФУ Степан Сапьянов.
Созданная молодыми технологическими предпринимателями компания «Русский кобальт», реализующая разработку, уже стала резидентом Сколково.