Названы лауреаты премии «Проректор года по научно-исследовательской работе» Российского профессорского собрания

Наука и образование

Награждение прошло в рамках форума «Научная аттестация: Вчера. Сегодня. Завтра», приуроченного к Дню российской науки. 

В ходе церемонии вручения премии награды лично получили проректор Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Алексей Короновский, проректор Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Марина Герасименко и проректор Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки Татьяна Сиднева.

Также лауреатами премии стали Юрий Марфин (Ивановский государственный химико-технологический университет), Авинир Макаров (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна), Светлана Хаширова (Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова), Виталий Сергеев (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) и Владимир Синюков (Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)).

«В состав комиссии по присуждению премии вошла элита Профессорского собрания, было много жарких дискуссий и обсуждений. Требования очень серьезные, из 25 номинаций мы сочли возможным присвоить премию лишь восьми соискателям», — отметил председатель Российского профессорского собрания, заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации, член-корреспондент РАО Владислав Гриб. 

Кроме того, на форуме «Научная аттестация: Вчера. Сегодня. Завтра» обсудили ряд важных тем, касающихся проблем подготовки научных кадров, повышения качества исследований по педагогическим наукам, а также вопросов номенклатуры научных специальностей. 

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Алексей Медведев отметил, что повестка форума продиктована необходимостью концентрации фокуса внимания на обновлении аттестационной системы и развитии инструментов оценки научной квалификации. 

«Здесь, как нам кажется, наиболее актуальными вопросами остаются, прежде всего, обеспечение условий для максимально устойчивого функционирования и развития. Ни в коем случае не нужно вносить изменений, которые станут потрясением. Это первое. Второе — нельзя не замечать необходимость цифровой трансформации всей системы научной аттестации. Безусловно, здесь поставлена задача снижения административных барьеров и избыточной бюрократической нагрузки, которая ложится на экспертные и диссертационные советы и особенно на соискателей», — подчеркнул замминистра. 

Он обратил внимание, что в 2021 году определенные предпосылки для решения обозначенных задач были созданы Минобрнауки России совместно с Высшей аттестационной комиссией (ВАК). В частности, были внесены изменения в положение об экспертном совете ВАК и конкретизирован порядок отбора кандидатур, состав экспертных форм, открытость процедуры подбора кандидатов. 

«Это, надеюсь, позволит укрепить авторитет комиссии и обеспечить привлечение наиболее квалифицированных специалистов», — отметил Алексей Медведев. 

По словам президента Российской академии образования Ольги Васильевой, перед РАО также стоит задача разработки целого комплекса мер по повышению качества диссертационных исследований. 

«Для выстраивания комплексной и системной работы в этом направлении важно сначала провести мониторинг тематики диссертационных исследований в области наук об образовании за последние 10 лет. На основе этого анализа и после обсуждений с научной общественностью можно заняться определением актуальных направлений, а затем выявлять ведущие научные школы, способные системно и комплексно обеспечить проведение диссертационных исследований на самом высоком уровне, в том числе исследований лонгитюдного характера. Есть такое понятие «доказательная медицина». Такую бы «доказательную педагогику» создать и нам. Тем самым мы смогли бы восстановить доверие общества и педагогов-практиков к результатам научных исследований в сфере образования», — подчеркнула Ольга Васильева.

Участники форума также отметили, что, несмотря на сложные условия организации научной деятельности в условиях распространения коронавирусной инфекции, в России продолжается развитие инфраструктуры для подготовки молодых ученых и обеспечения их научной деятельности. В частности, отмечено, что за последние три года в разных субъектах Российской Федерации создана и продолжает расширяться сеть специализированных научных и научно-образовательных центров, решающих, среди прочего, задачи привлечения молодых граждан к занятию научной деятельностью и обеспечения их профессионального роста в этой области.

В форуме «Научная аттестация: Вчера. Сегодня. Завтра» приняли участие более трех тысяч человек. По итогам мероприятия планируется подготовка конкретных предложений для компетентных федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

Читать также