«Нетривиальные подходы»: эксперты обсудили новые возможности при подготовке инженеров
Новые подходы к подготовке высококлассных инженеров, начиная от вуза и заканчивая их вхождением в отрасль, а также вовлечение в этот процесс все большего числа научно-образовательных центров (НОЦ) стали предметом обсуждения на совещании «Кооперация науки и бизнеса» в Самаре. Участие в нем приняли представители Минобрнауки России, бизнеса и отраслевые эксперты.
Заместитель директора Финансового департамента Минобрнауки России Дмитрий Тафинцев сообщил, что в настоящее время на базе НОЦ выстроена эффективная кооперация вузов, научных организаций и компаний. Министерство со своей стороны готово подключать центры к построению бесшовной траектории развития специалиста от вуза до вхождения в отрасль.
По состоянию на июнь 2023 года в общей сложности реализуется по программе НОЦ более 200 технологических научных проектов по шестидесяти девяти наиболее востребованным направлениям. В их работу вовлечено более 145 вузов, более 140 научных организаций и почти 320 организаций, представляющих реальный сектор экономики.
Управляющий директор Госкорпорации «Ростех» по кооперации науки и бизнеса Елена Дружинина напомнила, что в мае Правительство РФ утвердило концепцию технологического развития до конца 2030 года. Она предполагает новые формы интеграции научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности. К основным функциям субъектов России в этой части относится формирование кластеров вокруг ведущих инженерных университетов и обеспечение необходимой инфраструктуры.
«Поиск возможностей, новые экономические условия побуждают нас объединять кадровые и научно-производственные потенциалы. Несмотря на то, что на предприятиях работают профессионалы, целые поколения династий, нам требуются молодые люди, которые смогут вносить новые идеи. Сегодня самые востребованные образовательные программы те, которые основаны на фронтирных инженерных задачах, поскольку стремительно меняются технологии, на производстве проходит модернизация процессов и оборудования. Требуются нетривиальные подходы в образовании. Вузам надо обратить внимание на то, как устроены производственные циклы, какие новые информационные программы используют предприятия. Одной из приоритетных задач является повышение квалификации преподавателей. Организацию такого рода посещений преподавателями предприятий мы могли бы взять на себя», — отметила Елена Дружинина.
Управляющий директор отметила, что Госкорпорация «Ростех» является стратегическим партнером Самарского научно-образовательного центра «Инженерия будущего». Сотрудничество предусматривает широкие возможности для взаимодействия — от подготовки специалистов до создания и экспорта продукции.
Управляющий директор научно-образовательного центра мирового уровня «Инженерия будущего» Денис Гусев добавил, что Госкорпорация «Ростех» является самым значимым партнером НОЦ, а сам центр — крупнейший в России, поскольку включает в себя шесть регионов: Самарскую, Ульяновскую, Пензенскую, Тамбовскую области и Республику Мордовия.
«В рамках начальной кооперации в основу направления деятельности легли такие направления, как двигательно-топливные системы нового поколения», — сказал Денис Гусев.
Директор АО «Авиаагрегат» Денис Гараев в свою очередь отметил нехватку квалифицированных механиков, способных обслуживать современную технику. По его словам, вузы должны проводить более глубокое обучение студентов, приглашая для этого специалистов с предприятий. При этом взаимодействие компаний и университетов следует сделать более тесным.
Ректор Самарского государственного технического университета Дмитрий Быков сообщил, что высшая школа со своей стороны открыта к сотрудничеству, и порекомендовал предприятиям активнее привлекать молодых специалистов.
Ректор Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева Владимир Богатырев добавил, что вузам следует сосредоточить свой исследовательский потенциал на наиболее актуальных направлениях, а в сфере подготовки кадров — на развитии у молодых специалистов тех компетенций, в которых нуждается производство.
Научно-образовательные центры мирового уровня — инновационные площадки, объединяющие образовательные и научные организации с бизнесом. Их цель — выстроить современную модель исследований и разработок для технологического развития страны. В настоящее время в России создано 15 НОЦ, объединяющих около 600 различных участников в 36 регионах.