Саратовские инженеры разработали современный опорный подшипник скольжения для отечественных автомобилей
Исследователи из подведомственного Минобрнауки России Саратовского государственного технического университета (СГТУ) имени Гагарина Ю.А. создали опорный подшипник скольжения нового поколения на масляной подушке. Разработка потенциально вытеснит с рынка автомобильные шариковые подшипники.
Подшипники — это важная деталь в машине, она уменьшает износ вращающихся конструкций и повышает скорость вращения определенных деталей, улучшая показатели производительности и мощности агрегата. Сегодня на рынке доминируют подшипники шарикового типа.
«Шариковые подшипники имеют множество недостатков: они преждевременно выходят из строя под действием вибрации и ударных нагрузок при езде автомобиля по неровным дорогам, подвержены воздействию влаги и загрязнений, сложны в изготовлении и имеют высокую стоимость. Наши подшипники более надежны и обладают важными конкурентными преимуществами сразу по двум показателям — качеству и цене», —рассказывает профессор кафедры «Технология машиностроения» Института машиностроения, материаловедения и транспорта СГТУ Альберт Королев.
По словам ученого, в подшипнике на масляной подушке отсутствует точечный контакт, присущий шариковому подшипнику и потенциально вызывающий эффект ложного бринеллирования (образование вмятин из-за износа деталей), представляющий собой основную причину выхода из строя шариковых подшипников.
Масляная подушка герметизирована от внешнего воздействия, следовательно, защищена от влаги, загрязнений и разрушений. К тому же, она принимает на себя часть внешней нагрузки на подшипник. Так как трение в масле практически отсутствует, в подшипнике оно тоже снижается, что уменьшает его износ. Это дает подшипникам на масляной подушке серьезные эксплуатационные преимущества и делает их более надежными по сравнению с шариковыми. Работает подшипник при этом плавно и бесшумно.
Запатентованную энергосберегающую конструкцию можно использовать в рулевых механизмах транспортных систем, в частности, как верхнюю опору передней подвески автомобилей семейства ВАЗ. Среди потребителей разработки — автопроизводители, предприятия оптовой торговли, сервисные центры и ремонтные мастерские и многие другие.