Новый расчетный комплекс выявит скрытые дефекты дорожного покрытия

Наука

В России появится высокоэффективный расчетный комплекс для выявления скрытых дефектов дорожного покрытия. Работа выполнена сотрудниками подведомственного Минобрнауки России Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.


На фото: доцент кафедры «Прикладная математика и системный анализ» Физико-технического института СГТУ, кандидат технических наук Андрей Бочкарев

«Основу любой современной дороги составляет сложная многослойная конструкция, состоящая из наружного асфальтобетонного слоя, промежуточных слоев и грунтового основания. В процессе эксплуатации все слои неизбежно теряют свои первоначальные прочностные свойства. Если степень деградации верхнего асфальтобетонного слоя специалисты могут оценить визуально, то достоверное выяснение состояния нижних слоев намного сложнее. При этом, подчеркну, раннее выявление скрытых дефектов позволяет многократно уменьшить стоимость восстановительного ремонта автодороги», — рассказывает доцент кафедры «Прикладная математика и системный анализ» Физико-технического института СГТУ, кандидат технических наук Андрей Бочкарев.


На фото: «Дина-4»

Расчетный комплекс сделан по заказу саратовской Группы компаний «Современные дорожные технологии» и будет использован для обработки результатов измерений, произведенных установкой динамического нагружения «Дина-4». Установка предназначена для измерения прогибов покрытия при динамической нагрузке. Она позволяет максимально точно определить прочность дорожной конструкции, рассчитать модули упругости дорожной одежды и производить построение чаши прогиба. Все измерения происходят в автоматическом режиме.

«Данная разработка исключительно важна для всей дорожной отрасли РФ. Возможность проведения послойной диагностики нежестких дорожных одежд в конкретный период эксплуатации позволит своевременно принимать инженерно-управленческие решения по назначению ремонтных мероприятий. Исследования были выполнены в кратчайшие сроки в тесном взаимодействии с разработчиками ГОСТ Р 59918-2021 – АНО «НИИ ТСК». Результаты, полученные учеными СГТУ в процессе выполнения сопоставительных испытаний установок динамического нагружения «Дина-4FWD» и «Primax», соответствуют результатам, полученным разработчиками ГОСТ», — комментирует заместитель директора Группы компаний «Современные дорожные технологии» Михаил Шалыганов.

В настоящее время алгоритм расчетного комплекса проходит финальную стадию адаптации.

Читать также