Ученые выяснили происхождение уникальных метеоритов, богатых металлом

Оптическое изображение основного вещества (L1) богатого металлом (белый цвет) хондрита SG 013. Силикатные хондры и их класты — серый цвет, выкрашенное вещество — черный цвет.

Российские ученые исследовали редкий каменный метеорит, богатый металлом. Исследование показало, что подобные космические тела сформировались в результате столкновения ранних протопланет. Работа выполнена сотрудниками подведомственного Минобрнауки России Института геохимии и аналитической химии (ГЕОХИ) им. В.И. Вернадского РАН.

Хондриты — это примитивные каменные метеориты, состоящие из мелкокристаллической матрицы и округлых образований — хондр. Такие космические тела очень маленькие (от одного до нескольких мм), и они не испытали плавления после аккреции (слипания пыли, хондр и их обломков в более крупные объекты) родительского астероида.

Богатые металлом хондриты редки и уникальны. Во всем мире известно только пять метеоритов такого типа. Один из них — углистый хондрит Sierra Gorda 013. Ученые ГЕОХИ РАН совместно с зарубежными коллегами при изучении петрографии (науки о горных породах), минералогии, геохимии микроэлементов и изотопного состава кислорода Sierra Gorda 013 выявили, что метеорит имеет две составляющие: хондритовую (состоящую из хондр и металлических глобул, испытавших лишь локальное постаккреционное ударное плавление) и ахондритовую (испытавшую плавление и кристаллизацию или высокотемпературный метаморфизм и перекристаллизацию). Вероятно, метеорит образовался при столкновении двух ранних протопланет (планетеземалей — зародышей планетного диска), в результате которого образовался ударный пар (плюм).

«До сегодняшнего момента не было известно, как аккретировали (агломерировали) хондритовые тела, состоящие на 20-80% из металла, и каковы были составляющие компоненты при аккреции таких тел, был ли исходный материал примитивным или уже измененным. Изучение богатых металлом углистых хондритов позволит ответить на эти вопросы. В отличие от других родительских астероидов, астероиды богатых металлом хондритов не содержат пылевого (тонкозернистого) вещества, которое агломерировало в более крупные образования, формируя астероидные тела. Для науки они интересны тем, что проливают свет на механизмы и время их агломерации в более крупные тела — скорее всего, это произошло позднее, чем образование астероидов известных типов, в результате катастрофических соударений ранее сформировавшихся молодых тел Солнечной системы», — говорит старший научный сотрудник лаборатории метеоритики и космохимии ГЕОХИ РАН Марина Иванова.

По словам авторов, открытие расширит знания о разнообразных телах Солнечной системы и процессах их образования. Возможно, в будущем из этих астероидов можно будет добывать металл.

Исследование проводилось при финансовой поддержке Минобрнауки России, его результаты опубликованы в одном из международных научных журналов.