Белгородские ученые обнаружили ген, влияющий на развитие язвенной болезни желудка

Способы прогнозирования риска возникновения язвы желудка запатентовали ученые подведомственного Минобрнауки России Белгородского государственного университета. Они выяснили, что полиморфные маркеры гена ММР-9 играют роль в формировании предрасположенности к этой болезни. Такое знание позволит медицинским работникам сформировать группы риска и проводить профилактику заболевания.

Язвенная болезнь желудка — одно из наиболее распространенных заболеваний. На нее приходится около 40% всех случаев потери трудоспособности у пациентов гастроэнтерологического профиля, а также почти 70% в структуре причин инвалидизации среди мужчин с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).

Специалисты отмечают, что язва желудка — многофакторное заболевание. Как пояснил заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин, доктор медицинских наук, профессор НИУ «БелГУ» Михаил Чурносов, язвенную болезнь желудка могут вызывать гиперсекреция соляной кислоты (генетически детерминированный признак), прием нестероидных противовоспалительных препаратов, обладающих прямым повреждающим действием на слизистую оболочку, а также хеликобактерная инфекция (Helicobacter pylori).

«На сегодняшний день нет основанного на генетических факторах способа прогнозирования риска развития язвенной болезни. Мы предположили, что в формировании предрасположенности к язвенной болезни могут играть роль полиморфные маркеры гена ММР-9. В результате исследований наша гипотеза была доказана», — прокомментировал Михаил Чурносов.

В масштабном исследовании приняли участие около тысячи пациентов Белгородской областной клинической больницы Святителя Иоасафа — люди русской национальности, уроженцы Центрально-Черноземного региона России. В ходе исследования сотрудники кафедры медико-биологических дисциплин установили генетические факторы риска развития заболевания, в том числе, хеликобактер-позитивной язвенной болезни.

«Наши исследования показали, что гаплотип CCGA полиморфных локусов rs3918242-rs3918249-rs17576-rs3787268 гена ММР-9 является фактором высокого риска развития язвенной болезни. Мы также выявили гаплотип GACG полиморфных локусов rs17576-rs3787268-rs2250889-rs17577 гена ММР-9, что позволит прогнозировать высокий риск развития хеликобактер-позитивной язвенной болезни», — сообщил Михаил Иванович.

По словам ученого, благодаря выявлению генетических факторов развития заболевания у медицинских работников появляется возможность своевременно формировать группы риска и корректировать образ жизни людей в профилактических целях — изменить режим питания и образ жизни, отказаться от вредных привычек и приема нестероидных противовоспалительных препаратов. Анализ предполагает изучение любого биологического материала (кровь, клетки слизистой оболочки ротовой полости (мазок), из которого выделяют ДНК и проводят его генетическое исследование.

Получены патенты на:

- способ прогнозирования риска развития H.pylori-позитивной язвенной болезни желудка,
- способ прогнозирования риска развития язвенной болезни желудка на основе генетического анализа.