Ученые выяснили, где максимально сконцентрирована икра антарктического криля

Максимальные концентрации икры криля (мелких морских планктонных рачков) сосредоточены в южной глубоководной части Антарктического пролива и над северо-восточным и юго-западным склонами бассейна Пауэлла. К такому выводу пришли сотрудники Национального научного центра морской биологии имени А. В. Жирмунского ДВО РАН. Больше всего личинок криля они обнаружили к северу от Южных Оркнейских островов.

Антарктический криль — крупнейший источник животного белка морского происхождения. Он является ценнейшим сырьем для пищевой промышленности, биотехнологии и фармакологии.

«В Атлантическом секторе Антарктики создаются наиболее благоприятные условия для концентрирования криля и располагаются традиционные участки его исторического и современного промысла. Здесь скопления криля устойчиво существуют продолжительное время в сезонном аспекте и характеризуются наибольшей плотностью биомассы по сравнению с другими районами Южного океана», — рассказала автор исследования, научный сотрудник лаборатории систематики и морфологии ННЦМБ ДВО РАН Валентина Касьян.

Состояние экосистем Антарктики в последнее время привлекает все больше внимание ученых в связи с их радикальной перестройкой под влиянием изменяющегося климата и усиливающегося антропогенного воздействия. Однако моря Южного океана из-за суровых климатических условий до сих пор остаются малоизученными. Глобальное потепление, затронувшее этот район, привело к значительному сокращению ледяного покрова. Это позволило в последние годы получить новые данные об антарктической биоте. Такие многочисленные виды, как антарктический криль (Euphausia superba), специалисты рассматривают как индикатор состояния хрупких антарктических экосистем.

В рамках экспедиций на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш» в течение лета 2022 года ученые изучили влияние климатических условий на структуру и пространственную организацию яиц и личинок антарктического криля в Атлантическом секторе Южного океана. Кроме того, они детализировали пространственное и вертикальное распределение, возрастную структуру личинок криля. В ходе экспедиции было собрано 119 планктонных проб на 23 комплексных станциях с помощью сетей Multinet, Бонго, WP-2, DSN и трала РТАКСА в различных горизонтах от 3500 м до поверхности.

Оказалось, что численность яиц и личинок увеличивается в восточном направлении от Антарктического полуострова к Южным Оркнейским островам. Исследования показали, что на процессы развития и распределения личинок криля влияют условия среды, в частности, сочетание таких факторов, как поверхностная температура и концентрация хлорофилла.

«Мы выделили четыре группы личинок криля на разных стадиях развития. Эти группы располагались в двух субрегионах, граница между которыми проходила у Южных Оркнейских островов», — пояснила Валентина Касьян.

Работы велись в рамках государственного задания Минобрнауки России по теме «Биологическое разнообразие и структура планктонных и бентосных сообществ Южного океана». Результаты опубликованы в одном из научных журналов.

В настоящее время ученые обсуждают гипотезу переноса личинок антарктического криля течениями в важном промысловом районе Атлантического сектора Антарктики.