Ученые помогут рассеянному германию «собраться»

Ценный и востребованный в промышленности германий относится к рассеянным элементам, то есть собственных месторождений практически не образует. Ученые подведомственного Минобрнауки России Сибирского федерального университета (СФУ) предложили использовать специальный сорбент на основе оксидов кремния и алюминия, чтобы облегчить обнаружение германия и его отделение от посторонних компонентов.

Слиток германия стоит практически столько же, сколько слиток золота, а по хрупкости он сравним со стеклом. Сегодня этот химический элемент широко задействован в таких отраслях, как волоконная и тепловизорная оптика, электроника, ядерная физика, металлургия. Оксид германия востребован при производстве широкоугольных объективов камер и оптических микроскопов, а сам элемент используется в качестве катализатора химических процессов при производстве пластика (PET).

Германий относят к рассеянным элементам, которые не встречаются в природе в виде самостоятельных минералов и концентрированных залежей, их можно найти только в составе примесей других веществ. Чтобы облегчить обнаружение германия и его отделение от посторонних компонентов, ученые подведомственного Минобрнауки России Сибирского федерального университета (СФУ) предложили использовать специальный сорбент на основе оксидов кремния и алюминия, послойно покрытый реагентами с функциональными группами тайрона.

«Зачастую при определении германия не обойтись без его предварительного концентрирования. Мы предложили сорбент на основе оксидов кремния или алюминия, послойно покрытых реагентами с функциональными группами тайрона. Этот реагент образует устойчивые комплексные соединения с германием(IV), поэтому синтезированные сорбенты извлекают германий(IV) из растворов с низким значением pH. При этом большинство макрокомпонентов анализируемого объекта в этих условиях не сорбируются, что позволяет не только концентрировать германий для дальнейшего обнаружения спектроскопическими методами, но и отделять его от мешающих компонентов», — рассказала старший научный сотрудник лаборатории физикохимии металлургических процессов и материалов СФУ Ольга Буйко.

Полученные учеными СФУ сорбенты позволяют определять микросодержание германия в сточных и технологических водах на производстве, отходах микроэлектроники, а также лигнитах.

Результаты исследования опубликованы в одном из научных журналов.

Молодые ученые СФУ проводят испытание нового сорбента: он обнаруживает рассеянный германий и помогает его собрать для дальнейшего применения.