Ученые разработали веб-ресурс с информацией о фитокомпонентах фармакопейных лекарственных растений России

Веб-ресурс с информацией о химических соединениях, входящих в состав фармакопейных растений России, поможет устанавливать наиболее перспективные направления исследований биологической активности отдельных фитокомпонентов лекарственных растений и их комбинаций в растительных экстрактах. Над созданием сайта работали ученые из подведомственного Минобрнауки России Института биомедицинской химии имени В. Н. Ореховича (ИБМХ).

Лекарственные растения широко применяются в традиционной медицине по всему миру. При этом информация об экспериментально установленных фармакологических эффектах не охватывает всех возможных терапевтических применений лекарственных растений. Компьютерный анализ с применением методов машинного обучения позволяет устанавливать наиболее перспективные направления исследований биологической активности отдельных фитокомпонентов лекарственных растений и их комбинаций в растительных экстрактах. Для его проведения необходимо наличие информации о фитохимическом составе растений, представленной в пригодной для компьютера форме.

Разработанная сотрудниками лаборатории структурно-функционального конструирования лекарств ИБМХ база данных Phyto4Health содержит информацию о фитохимическом составе отдельных частей 268 фармакопейных растений России. Для каждого из 3128 фитокомпонентов представлены сведения о структуре, физико-химических свойствах, данные о взаимодействии с молекулярными мишенями человека и компьютерный прогноз свыше пяти тысяч фармакологических эффектов и механизмов действия.

На основе Phyto4Health разработан сайт. Поиск информации можно проводить как с использованием текстовых запросов, так и посредством оценки сходства химических структур.

Наличие в Phyto4Health компьютерных оценок наиболее вероятных видов биологической активности существенно расширяет представления о фармакологическом потенциале фармакопейных лекарственных растений и позволяет идентифицировать наиболее перспективные направления дальнейших исследований.

«Согласно литературным данным, свыше 70 % лекарственных препаратов, введенных в медицинскую практику в 1981–2019 годах, разработаны на основе природных соединений. Поэтому создание Phyto4Health обеспечивает предпосылки для повышения эффективности работ, направленных на поиск и разработку новых лекарственных препаратов. В ходе совместных исследований с коллегами из НМИЦ онкологии имени Н. Н. Блохина, ВИЛАР и СПХФУ было продемонстрировано хорошее соответствие между компьютерным прогнозом и известными экспериментальными данными и установлены новые фармакотерапевтические перспективы изучаемых лекарственных растений», — пояснил Никита Ионов, аспирант лаборатории структурно-функционального конструирования лекарств Института биомедицинской химии имени В. Н. Ореховича.

Исследование ученых Института биомедицинской химии имени В. Н. Ореховича получило финансовую поддержку Минобрнауки России, результаты опубликованы в одном из научных журналов.