На Алтае открыли новый для науки вид грибообразных протистов

Во время экспедиции в Ленточные боры (Алтайский край) биологи обнаружили новый для науки вид грибообразных протистов (миксомицетов). Как отмечают ученые, экстракты из плодовых тел и плазмодиев миксомицетов содержат более 100 различных биологически активных веществ, многие из которых проявляют высокую антибактериальную активность.

Описали новый вид грибообразных протистов сотрудники лаборатории Микологии, альгологии и лихенологии Центрального сибирского ботанического сада СО РАН Анастасия Власенко и Вячеслав Власенко вместе с коллегой из-за рубежа.

Грибообразные протисты, как правило, имеют небольшие плодовые тела, часто не превышающие в высоту нескольких миллиметров. Эти маленькие обитатели почвы, листовой подстилки, валежной древесины, коры живых древесных растений имеют огромное значение для регуляции процесса разложения органического вещества в каждом отдельно взятом наземном биотопе: они оказывают значительное влияние на численность бактерий, дрожжей – основных источников их питания. Кроме того, миксомицеты являются пищей для целого ряда насекомых.

«Найденный нами вид значительно отличается от ранее известных видов рядом морфологических признаков, которые были изучены на базе ЦСБС СО РАН при помощи светового и сканирующего электронных микроскопов. Новый вид имеет сетчатые споры, частично сохраняющийся пленчатый перидий, а также расширяющуюся вверху колонку в виде древнегреческой амфоры, поэтому мы назвали его Stemonitis amphorocolumella, что переводится как Стемонитис, имеющий колонку с расширением, похожим на амфору», – рассказала заведующая лабораторией микологии, альгологии и лихенологии, кандидат биологических наук Анастасия Власенко.

Старший научный сотрудник, кандидат биологических наук Вячеслав Власенко дополнил, что использование сканирующего электронного микроскопа очень важно при изучении миксомицетов, так как основные таксономические признаки, позволяющие отличить морфологически близкие виды, можно увидеть только при очень большом увеличении (от 10 000 раз и выше).

Молекулярно-генетические исследования подтвердили, что выявленный вид новый для науки. Кроме того, коллектив исследователей разработал обновленный оригинальный идентификационный ключ для видов рода Stemonitis. Представленный ключ актуален для специалистов микологов, протистологов, экологов из России и других стран мира, так как он охватывает все известные виды данного рода.

Как отмечают ученые, экстракты, получаемые из плодовых тел и плазмодиев миксомицетов, содержат более 100 различных биологически активных веществ, многие из которых проявляют высокую антибактериальную активность, в том числе против резистентных штаммов золотистого стафилококка. Открытие будет способствовать решению проблемы поиска новых видов антибиотиков, которые могут помочь справится с резистентными штаммами патогенных микробов.

Исследование выполнено при поддержке Минобрнауки России. Научная статья опубликована в одном из международных журналов.

Рис.1. Местообитание нового для науки вида Стемонитис амфороколумелла (Stemonitis amphorocolumella).

Рис.2. Плодовые тела нового для науки вида Стемонитис амфороколумелла (Stemonitis amphorocolumella).