В Мурманск вернулась экспедиция Плавучего университета

В порт Мурманска вернулось научно-исследовательское судно «Дальние Зеленцы» с командой экспедиции Плавучего университета. Почти три недели опытные ученые вместе со студентами и аспирантами проводили исследования водных масс на шельфе и континентальном склоне морей Российской Арктики. Погодные условия и четко спланированная работа научной команды позволили провести исследования на станциях в пределах трех полигонов: проливе Карские Ворота, Карском море в области Новоземельской Впадины и северо-восточной части Баренцева моря между архипелагами Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.

Плавучий университет — это научно-образовательный проект, связывающий студентов и научных руководителей, выпускников и работодателей. Он помогает заинтересованным и мотивированным участникам интегрироваться в океанологическое научное сообщество и начать вести исследовательскую деятельность.

«При поддержке Минобрнауки Плавучий университет работает для того, чтобы на системном уровне формировать новые поколения молодых исследователей моря, полностью погруженных в научный процесс и понимающих важность всех его этапов от постановки задачи до публикации результатов. Состоявшаяся экспедиция — результат слаженной работы многих организаций-партнеров Плавучего университета. Научная программа, оборудование, компетентный научный состав экспедиции — все это результат объединенных усилий СПбФ ИО РАН, МГИ РАН, ЦМИ МГУ, ИО РАН, Сколтеха и работы Координационного центра «Плавучий университет» на базе МФТИ. Квалифицированный экипаж и работоспособность судна — заслуга ММБИ РАН, судовладельца НИС «Дальние Зеленцы», — прокомментировала возвращение судна Наталья Степанова, директор Координационного центра «Плавучий университет».

В экспедиции на борту работало две научные группы: отряды гидрофизиков и биологов. Отряд гидрофизиков изучал различные мезомасштабные гидрофизические процессы: внутренние волны, вихри, турбулентность, циркуляцию в прикромочной ледовой зоне. Отряд гидробиологии исследовал распределения и состав сообществ планктона и сообществ ледовой кромки, распространения расселительных стадий бентосных животных.

В водах, недалеко от Новой Земли, работы прошли особенно удачно для отряда гидрофизиков. При анализе оперативных спутниковых данных были найдены вихри. По словам специалистов, зафиксировать их в открытом море — большая удача. Изучение вихревых структур представляет особый интерес в связи со сложностью их наблюдения, а также их важностью при разработке математических моделей динамики океана. Экспедиции выдалась уникальная возможность провести натурные подспутниковые наблюдения этого явления. Этот метод изучения океана дает наиболее полную картину данных и обеспечивает максимальное разрешение измерений.

«В рамках экспедиции на борту НИС «Дальние Зеленцы» исследования велись по принципу «Обучение через исследование». Руководители отрядов были максимально открыты к учету мнений студентов и коллег при планировании и проведении работ. Молодые ученые, аспиранты и студенты независимо от направления своих исследований помогали друг другу и делились знаниями. Надеюсь, что полученный опыт будет с успехом применен участниками в дальнейших междисциплинарных исследованиях», — подчеркнул Алексей Зимин, руководитель экспедиции, главный научный сотрудник лаборатории геофизических пограничных слоев Санкт-Петербургского филиала Института Океанологии РАН.

Ученые уже начали оценку предварительных результатов, полученных в экспедиции. Комплексный анализ, проведенный гидрофизиками, позволит усовершенствовать подходы к интерпретации данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Исследования криофлоры и криофауны, в частности фауны сезонных льдов, выполненные биологами, существенно дополнят представление о видовом составе этих уникальных сообществ.

Изучение бактериальных сообществ включало отбор образцов для молекулярно-генетических исследований из различных сред: воды, донных осадков и пищеварительных систем донных беспозвоночных. Выделение ДНК бактериальных сообществ из природных морских образцов для дальнейшего метагеномного анализа поможет выявить разнообразие некультивируемых штаммов бактерий, которые не поддаются изучению с помощью классических микробиологических методов.

Экспедиции Плавучего университета проводятся в рамках национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России, и входят в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий. Организацию экспедиции осуществляет Координационный центр «Плавучий университет» на базе Московского физико-технического института.

Перед отходом.jpegФото: Егор Благодатских