В ПГУ создали безэкипажный подводный аппарат бионического типа

Специалисты Пензенского государственного университета разработали бионический безэкипажный подводный аппарат, рассчитанный на применение в океанологических исследованиях, при поисково-спасательных работах, а также в военной сфере.

В последнее время в мире растет интерес к подводной робототехнике. Это обусловлено широким кругом ее применения. Принципиальное отличие разработки пензенских ученых от аналогов в том, что в механизм работы хвостовой части аппарата заложены техники плавания двух морских обитателей — тунца и дельфина.

Тунцы способны преодолевать большие расстояния. Их хвост, большой и мощный, расположен вертикально. Он позволяет рыбе плавать на высоких скоростях и быстро маневрировать. А хвост дельфина имеет мощную мускулатуру. Он расположен горизонтально, а не вертикально, как у рыб. Поэтому дельфинам удается плавно передвигаться, с легкостью обходя препятствия.

Благодаря соединению двух техник плавания морских обитателей «железный хвост» нового аппарата может подстраиваться под конкретные задачи, быстро меняя направление движения и переключая виды плавания.

«Подвижная платформа ориентирует хвостовой плавник в соответствии с желаемым движением. Для каких-то целей будет использоваться режим плавания, как у тунца. Например, если нужно быстрее проплыть участок. А для задачи маневрирования под водой будет использоваться положение хвостовой части, как у дельфина, — горизонтально», — поделился разработчик аппарата, аспирант ПГУ Илья Урваев.

В ПГУ создали 3D-модель устройства и собрали макетный образец аппарата. Его длина составляет 0,5 м, а диаметр — 20 см. В носовой части располагается видеокамера и гидролокатор. Он помогает аппарату ориентироваться в пространстве. В среднюю часть встроены основные электронные компоненты и брюшные плавники. Последние дают возможность изменять угол наклона и глубину погружения.

В этой же части располагается система управления — «мозги» аппарата, в состав которой входят: блок управления и сбора данных, блок навигации и блок контроля хвостового движителя (хвостовой плавник). Здесь же находится и флеш-память, где будет накапливаться собранная информация и после передаваться оператору. Размер реального аппарата составит 1,5 м в длину и 30 см в диаметре.

Разработка превосходит существующие аналоги по многим показателям. Она более легкая, производит значительно меньше шума в процессе движения, обладает большей маневренностью, меньше воздействует на окружающую среду.