Ученые МГТУ им. Н.Э. Баумана подготовили предложения по улучшению ледовых покрытий дорог Арктики

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана выполняет научно-исследовательские работы, направленные на изучение процессов формирования упрочненного льда с использованием модифицирующих соединений, армирующих материалов нового поколения и диффузных процессов в дорожном полотне для создания конструкций дорожных одежд сезонных зимних автодорог и ледовых переправ в Арктической зоне Российской Федерации. Объектом исследования являются композиционные материалы на основе водного льда.

По итогам начального этапа работ на основе теоретического анализа и экспериментальных исследований определены новые химические соединения и их сочетания для модифицирования сезонных ледовых автозимников и переправ прежде всего с позиций их экологической безопасности, доступности и стоимости. Особое внимание уделялось их природному происхождению и длительности достигаемого упрочняющего эффекта. Обоснована целесообразность перехода к волоконным армирующим материалам («мягкой арматуре») для упрочнения ледовых материалов в условиях Крайнего Севера и разработаны технологические режимы намораживания модифицированного льда для обеспечения его максимального упрочнения.

В соответствии с задачами, сформулированными в госзадании, предусмотрены не только лабораторные экспериментальные исследования, но и апробация разработанных технологий упрочнения сезонных зимних автодорог и ледовых переправ в натурных условиях на реальных объектах, в частности на проблемных участках автозимника Лабытнанги — Мужи в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ожидается, что для различных видов проблемных участков (подъемы/спуски, стыки с ледовыми переправами, грунтовые автозимники, кочкарники и др.) будут определены наиболее эффективные сочетания модифицирующих соединений, армирующих элементов и дисперсных наполнителей для комбинированного воздействия на упрочнение ледовых покрытий, что существенно усилит адресность разработки и ускорит внедрение этих технологий в действующую сезонную дорожную инфраструктуру.

Работа проводится в рамках реализации пилотного проекта с новым подходом к формированию государственных заданий на проведение фундаментальных и поисковых исследований подведомственным Минобрнауки России организациям в соответствии с запросами ведущих компаний реального сектора экономики, выступающими в качестве квалифицированных заказчиков. Квалифицированным заказчиком данной работы выступает ООО «Газпромнефть Научно-технический центр».