В НГТУ разработали инновационное амфибийное судно на воздушной подушке
Специалисты Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева разработали конструкцию сверхпроходимого вездехода-амфибии нового типа, сочетающего три способа передвижения — как судно на воздушной подушке, как аэросани и как шнекоход.
Изобретение относится к области судостроения и может применяться для выполнения спасательных операций, доставки грузов и пассажиров в самых сложных природных условиях, включая водную поверхность, покрытую льдом или снегом, торосистые поля, заболоченные территории, наклонные поверхности и участки с битым льдом.
«Наша разработка представляет собой уникальное многоцелевое транспортное средство, способное эффективно работать там, где другие виды техники бессильны. Это особенно важно для спасательных операций в экстремальных условиях, например, при пожаре на буровой платформе, окруженной льдом, или при проведении спасательных работ в северных болотах», — рассказала один из авторов изобретения, заведующая кафедрой «Кораблестроение и авиационная техника» НГТУ им. Р.Е. Алексеева Надежда Калинина.
Ключевой инновацией разработки является уникальная конструкция воздушной подушки и движительной системы. Внутри кормовой части корпуса по бортам установлены два диаметральных вентилятора с воздухозаборниками на верхней части корпуса. Эти вентиляторы создают воздушную подушку и соединены с мягкими воздушными ресиверами, расположенными по бортам, а также с поворотными соплами в носу и корме судна.
Воздуховоды с разделительными заслонками осуществляют регулирование подачи воздуха как в воздушную подушку, так и на тягу в носовые и кормовые сопла. Это позволяет оптимизировать распределение воздушных потоков в зависимости от условий эксплуатации. В качестве движителей на судне применены два универсальных силовых блока, каждый из которых состоит из двигателя, соединенного переключающейся трансмиссией с воздушным винтом в кольце и со шнековым движителем. Эти блоки присоединены к бортам корпуса при помощи параллелограммных механизмов, что обеспечивает возможность их вертикального перемещения.
По словам разработчиков, запатентованное амфибийное судно обладает рядом существенных преимуществ, среди которых: повышенная надежность, улучшенные маневренные характеристики, многорежимность эксплуатации, всесезонность и всепроходимость.
На разработку получен патент в Евразийском патентном ведомстве, который действует в России, Армении, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

