И ничто не забыто, и никто не забыт

Новости Министерства

Сегодня память о своих преподавателях, сотрудниках и студентах, ушедших на фронт, университеты страны хранят в виде изданных книг, музейных уголков и возведенных мемориальных комплексов. Вместе с вузами подготовили материал об историческом подвиге наших соотечественников в годы войны.

Жизнь на фронте и в тылу

Северо-Кавказский федеральный университет

В военные годы СКФУ дважды менял наименование: с 1936 по 1943 гг. – Ворошиловский государственный педагогический институт Наркомпроса РСФСР, а с 1943 по 1953 гг. – Ставропольский государственный педагогический институт. В Великой Отечественной войне приняли участие более полусотни сотрудников и выпускников вуза. В июне 1941 года сразу после первого выпуска началась мобилизация преподавателей и студентов в Красную Армию – из студентов были сформированы группы сандружинников, а преподавательский состав (директор института П.В. Кулев, декан физико-математического факультета Д.К. Надеждин и многие другие) воевал на разных линиях фронтах. Во время войны студенты и преподаватели трудились на колхозно-совхозных полях, копали противотанковые рвы на направлениях возможного появления противника.

Смоленский государственный университет

Жизнь Смоленского государственного университета (ранее – Смоленского государственного педагогического института) с началом Великой Отечественной войны была прервана. Как признавались потом студенты, им «трудно было поверить в реальность происходящего». Уже утром 23 июня 1941 года вместо занятий и экзаменов состоялся общевузовский митинг – вместе с преподавателями студенты приняли резолюцию об участии в защите Родины от врага. В первые дни войны начались массированные вражеские бомбардировки Смоленска, а с ним – пожары и разрушения. В этих условиях было решено отправить студентов и преподавателей на сооружение противотанковых рвов в Краснинский район. Во главе коллектива шел директор института, профессор Иван Абрамович Михайлов.

Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина

Республика Коми в годы войны была тыловым регионом. Летом и осенью студенты и преподаватели Коми педагогического института (ныне – СГУ им. Питирима Сорокина) работали на сплаве леса, на сельскохозяйственных работах в колхозах республики, в подсобном хозяйстве института. Более 300 студентов и преподавателей Коми пединститута ушли добровольцами на фронт и ковали победу в тылу. В Коми насчитывается 15 Героев Советского Союза, четверо из них – выпускники нынешнего СГУ им. Питирима Сорокина. Так, Николай Гущин участвовал в прорыве блокады Ленинграда, командовал стрелковым взводом при форсировании Днепра и освобождении города Черкассы. Георгий Тимушев, командуя взводом инженерного саперного батальона, внезапно атаковал противника и захватил совместно со своими бойцами охранявшийся железнодорожный и шоссейный мост через реку Серет, по которому затем прошли наши танки и артиллерия.

Московский авиационный институт

В МАИ с началом ВОв были сформированы две санитарные дружины. Уже 3 июля 1941 года 350 студентов и сотрудников вуза подали заявления о вступлении в 18-ю стрелковую дивизию народного ополчения и ушли защищать Москву. Многие погибли. В первые дни войны многие студенты начали работать на авиазаводах и подмосковных аэродромах, более 500 человек отправились строить оборонительные сооружения под Смоленском, Вязьмой и Брянском. В октябре 1941 года после призыва Героя Советского Союза летчицы Марины Расковой к девушкам страны, десятки студенток МАИ стали летчицами и техниками 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка. Трое из них: Галина Джунковская, Наталья Меклин и Раиса Аронова стали Героями Советского Союза. Летом студенты института работали в Казахстанских колхозах, убирая урожай хлеба.


Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе

В сражениях Великой Отечественной войны участвовали более 500 студентов, преподавателей и сотрудников МГРИ, при общей численности коллектива института 1500 человек, 95 из них отдали жизнь в боях за Родину.

28 июня 1941 года по просьбе райкома комсомола 40 крепких парней, студентов института, были направлены на строительство оборонительных сооружений в Смоленскую область. 29 июня 1941 года в Красную Армию ушла первая группа добровольцев, в составе которой были А.Н. Стрелков, В.И. Кузовкин. О.И. Плесков, Н.Л. Лаврентьев. 2 июля 1941 года с крымской практики возвратились в институт преподаватели и студенты второго курса. Из них был сформирован второй отряд для сооружения оборонительных рубежей на дальних подступах к Москве. В июле–августе две строительные роты, укомплектованные студентами второго курса МГРИ под командованием Анны Пущеровской, работали на строительстве оборонительных укреплений под Дорогобужем, Рославлем и Смоленском. Все участники строительных отрядов были награждены медалью «За оборону Москвы». Студенты и преподаватели МГРИ проектировали и строили оборонительные сооружения, трудились в рядах военно-рекогносцировочных отрядов, отрядов противовоздушной обороны, военно-геологических отрядах, воевали в рядах действующей Красной армии и в партизанских отрядах.

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

Из числа преподавателей, сотрудников и студентов вуза 400 человек ушли на фронт. Сибстрин внес серьезный вклад в общую Победу – на поле битвы и в тылу, занимаясь разработками, способствующими повышению обороноспособности страны, а после окончания войны – помогая восстанавливать Родину от разрухи. В трудные военные годы большой вклад в подготовку специалистов для страны внесли В.П. Вознесенский, Б.Р. Маслонский, Н.Э. Стребейко, П.П. Токарев, М.И. Фильней и многие другие преподаватели. 

Профессор Н.С. Макеров, вспоминая минувшие годы, отмечал, что студенты-сибстриновцы военного времени занимались расчисткой железнодорожных путей снежных заносов, участвовали в строительстве трамвайных путей, работали на заготовке угля и дров, на разгрузке вагонов и барж. Вносили свой вклад в общее дело и женщины-общественницы. По заданию райкома партии они проверяли жилплощадь для размещения эвакуированных из различных городов, убирали овощи, чинили и шили белье для воинских частей, собирали игрушки для детских домов, шефствовали над детским домом, принимали участие в устройстве различных вечеров. 

Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» 

До выпускных экзаменов в июне 1941 года Московский станкоинструментальный институт имени Сталина жил в соответствии с планами мирного времени, но покидавшие альма-матер летом 1941 года сразу же оказались мобилизованы.

В архивах вуза сохранился уникальный документ – диплом станкиновца, который ушел на фронт, передав его на хранение свое однокурснице. Вот история возврата этого артефакта в вуз, который его выдавал. 20 марта 2009 года на имя ректора МГТУ «СТАНКИН» пришло письмо от бывшей студентки «СТАНКИНа», защищавшей дипломный проект 20 июня 1941 года: «22-го июня началась Великая отечественная война. Юношам была предоставлена возможность первыми защищать дипломные проекты, после чего они прошли кратковременную военную подготовку и были мобилизованы на фронт. Перед отправкой на фронт Л.Е. Бабушкин (защищавший диплом 25 июня) обратился ко мне с просьбой сохранить диплом до его возвращения с фронта. До настоящего времени диплом не востребован. Попытка установить связь с его родителями, проживающими до войны в Прибалтике, не увенчалась успехом. Дальнейшее хранение диплома считаю нецелесообразным. Со своей стороны, думаю, что диплом, полученный 68 лет назад, представляет историческую ценность как для преподавателей, так и для студентов».


Выпуск СТАНКИНа 1941 года

В октябре 1941 г. в условиях резкого ухудшения обстановки на фронте занятия в московских вузах прекратились. Значительная часть преподавателей и студентов СТАНКИНа ушла на фронт. Среди выпускников СТАНКИНа, ушедших на войну, были и представители других стран. Легендарная болгарская разведчица Свобода Михайловна Анчева, первая в истории Болгарии женщина-инженер, окончила СТАНКИН перед началом войны. В период гитлеровской оккупации работала в подполье в городах Варна и Пловдив и передавала ценнейшие сведения советскому командованию. Свобода Михайловна награждена орденом Ленина и орденом Димитрова, ей было присвоено звание Герой Народной Республики Болгария.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

В связи с началом Великой Отечественной войны КГАСУ (ранее – Казанский институт инженеров коммунального строительства) приостановил свою учебную деятельность в июне 1941 года. Большинство студентов и сотрудников института были мобилизованы в ряды Вооруженных сил, многие – в действующую армию, непосредственно на фронт. Специалисты-строители были особенно востребованы фронтом и тыловыми военно-строительными организациями: проектировали и строили оборонительные сооружения, пути сообщения, средства маскировки. Выпускники инженерного вуза и недоучившиеся студенты активно работали в штабах (ценилось умение оформлять боевые документы, проводить топографические работы).

Старшекурсники института, не призванные на фронт, продолжили образование в военных академиях и профильных вузах страны. Часть студентов 5-го курса, в 1941 году призванных в армию, стали курсантами Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии им. Можайского аэродромно-строительного факультета. 


Пензенский государственный университет

Начавшаяся Великая Отечественная война наложила свой суровый отпечаток на жизнь вуза. В первые дни войны добровольцами ушли на фронт 24 студента. Осенью все студенты направлялись на уборку урожая, а ближе к зиме – на строительство оборонительных укреплений вокруг Пензы. Из 420 студентов к занятиям смогли приступить только 150 человек. Многие были призваны в армию, другие стали работать в госпиталях, на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах.

Учебная деятельность в военное время

Военная кафедра СКФУ в военные годы развернула масштабную работу – все преподаватели и студенты изучали военное дело и особенности создания групп защиты ПВХО (противовоздушной и противохимической обороны). Во время оккупации главный учебный корпус института был частично разрушен, разграблены кабинеты, лаборатории, геологический музей, вырублен ботанический сад. 

В СГУ им. Питирима Сорокина был введен специальный учебный предмет «Сплавное дело», в кружках изучали сельскохозяйственную технику и автодело. Студенты и преподаватели корчевали пни и обрабатывали огороды за городом.

За годы войны в МАИ для авиапромышленности страны было подготовлено 2 262 инженера, выпущено 22 новых учебника и учебных пособия, созданы новые кафедры и лаборатории, выполнено 175 научно-исследовательских работ. В октябре 1941-го года МАИ был эвакуирован в Алма-Ату, где за 20 месяцев было подготовлено 620 молодых специалистов. С апреля 1942 года учебно-производственные мастерские в Алма-Ате начали производить корпуса артиллерийских снарядов, сварку корпусов зажигательных бомб и стабилизаторов мин. Кроме того, специалисты МАИ оказали техническую помощь Михаилу Калашникову в создании пистолета-пулемета. 2 февраля 1942 года институт возобновил работу в Москве (параллельно с Алма-Атой). К апрелю в Москве работали и учились около 1 700 человек. В учебно-производственных мастерских был организован демонтаж и утилизация сбитых немецких самолетов. В это же время при кафедре физики была создана экспериментальная группа по исследованию и доработке прямоточных воздушно-реактивных двигателей конструкции И. А. Меркулова. Это были первые работы в области реактивной техники в МАИ.

Несмотря на все трудности военного времени, деятельность Томского политехнического университета по подготовке специалистов не прерывалась ни на один день. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал девизом каждого члена коллектива. В 1941-1942 гг. около половины студентов работало на производстве. Начальником спецпроизводства, созданного на базе лаборатории резания металлов в главном корпусе, был студент пятого курса механического факультета М. Гольцман. Производство выпускало корпуса для мин, позже было переведено на завод «Манометр», и студенты продолжали там работать через день по 12 часов. Неоценимую помощь городу оказали студенты летом 1943 года на строительстве жизненно важного объекта – понтонного моста через реку Томь. Существовавшая паромная переправа не справлялась с увеличившимся объемом перевозки. Мост связал город с левобережной частью Томского района, где располагались многие сельскохозяйственные и лесозаготовительные предприятия, большая часть подсобных хозяйств и индивидуальных огородов трудящихся. На стройке работало 65 студентов института. Среди ушедших добровольцами на фронт были и девушки. Больше 30 студенток после окончания медицинских курсов ушли на фронт в качестве санинструкторов, участвовали во многих сражениях.

Сибстрин начал укреплять и развивать военную кафедру еще накануне войны. В 1941 г. она была объединена с кафедрой физической подготовки и получила название кафедры военной и физической подготовки. Поменялись учебные программы. 1 сентября 1941 г. кафедра приступила к обучению студентов по программе вневойсковой подготовки, включавшей в себя местную противовоздушную оборону, противопожарную безопасность, санитарную, строевую и физическую подготовку. На следующий день после начала войны директор вуза получил распоряжение от руководства города о срочном освобождении учебного корпуса, передававшегося воинской части под размещение военного производства. Для нужд фронта пришлось передать и здание студенческого общежития. В нем должны были разместиться рабочие Ленинградского оптико-механического завода, эвакуированного в Новосибирск. Институту предстояло в суточный срок освободить от оборудования 14 лабораторий, 18 кабинетов учебного корпуса и придумать, где хранить все учебное имущество, собиравшееся в течение почти 10 лет. 

Решение нашлось – часть оборудования и приборов вместили в себя подвалы учебного корпуса, для другой части студенты и в срочном порядке возводили временные дощатые склады, но кое-что из институтского имущества пришлось временно оставить под открытым небом. В 1941 г. при плане приема в 175 человек в институт было зачислено 99 абитуриентов. В 1943 г. первых слушателей принял рабочий факультет – рабфак. Впоследствии, в 1945 г, в связи с завершением работы завода в главном корпусе института он был закрыт. 

Несмотря на войну и блокаду Ленинграда, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» продолжал жить и работать: студенты ежедневно посещали занятия, а после – дежурили на крышах и обезвреживали зажигательные бомбы. Сдав экзамены, юноши поступали в распоряжение райкома комсомола или военкомата, девушки уходили работать в госпитали и на заводы. В сентябре 1941 года комитет комсомола направил группу студенток на курсы радистов-операторов, которые затем воевали в составе партизанских соединений. Постепенно численность студентов уменьшалась: в подразделения Ленинградской МПВО ушло большинство студенток младших курсов, многие вступили в городской комсомольский полк по охране порядка. В помещениях института под руководством профессора Георгия Кьяндского работала станция радиоперехвата, на которой дежурили студенты. В таких условиях выпуск из стен ЛЭТИ тридцати студенток в качестве инженеров-электриков в феврале 1942 года стал большой победой. Выпускницы были немедленно зачислены в штаты предприятий оборонного комплекса страны. 

В марте 1942 года ЛЭТИ был эвакуирован в Ташкент. Там начались занятия на базе Среднеазиатского индустриального института. Студенты работали монтажниками и землекопами, заготовителями кирпича на строительстве местной гидростанции, трудились на строительстве Саларской ГЭС. В блокадном Ленинграде под руководством профессора Сергея Ринкевича студенты, не взятые в армию по состоянию здоровья, боролись за сохранность крупнейшей в Европе высоковольтной лаборатории профессора Смурова, спасали библиотеку, научные и материальные ценности, активно участвовали в исследовательской работе в интересах обороны страны. С 1 октября 1943 года в блокадном Ленинграде возобновились учебные занятия.  

Ученые и студенты Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, оставшиеся в Москве, направили свои усилия на оказание научно-технической и шефской помощи Красной Армии, ее службам, государственным предприятиям оборонного комплекса с целью укрепления обороноспособности и обеспечения материально-технического снабжения армии страны. Особую заботу коллектив проявлял об инвалидах войны, работавших в институте, их семьях, а также о семьях тех, кто ушел на фронт. Они получали денежные суммы, обувь, одежду, жилье. Комитет комсомола организовал комиссию по улучшению быта, условий и удовлетворению нужд семей участников и инвалидов войны. Студентов, которые обучались в Москве, периодически мобилизовывали на оборонные и другие работы. Они расчищали железнодорожные пути, подвозили дрова для школ, строили метрополитен, ремонтировали здание института, работали в госпитале.

В сложном 1941 году занятия в Пензенском государственном университете начались только с 20 декабря и проходили в исключительно тяжелых условиях. В ноябре 1941 года учебный корпус и столовая института были переданы горздравотделу под отделение инфекционной больницы. Военным организациям была передана большая часть студенческого общежития и часть институтского имущества. Учебные занятия временно стали проводиться в здании фармшколы во вторую смену. Здание не освещалось и не отапливалось. От зимних каникул пришлось отказаться. При подведении итогов первого года работы на Ученом Совете 21 июля 1942 г. было отмечено резкое сокращение числа студентов. Только в ряды Красной Армии было призвано более 40 человек. Несколько студентов-историков было направлено на комсомольскую работу, в политотделы МТС. Многие студенты вынуждены были прервать учебу из-за тяжелого материального положения и болезней. Из 420 студентов, числившихся в институте на начало 1941/42 учебного года, к концу его осталось только 110 человек. 

Послевоенный период и наше время

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

Сегодня в ЛЭТИ бережно хранят память о событиях военных лет. Сотрудниками университетского Музея истории подготовлена «Книга памяти», посвященная выпускникам и преподавателям – участникам Великой Отечественной войны, в которую включено более 1 050 биографий. На территории университета в 1987 году был установлен памятник студентам и преподавателям – лэтийцам, погибшим в боях за Родину.


Студенты ЛЭТИ в почетном карауле у памятника лэтийцам, 2019 год

Северо-Кавказский федеральный университет

После освобождения вузы Ставропольского края не только восстанавливали разрушенное войной хозяйство и постепенно налаживали учебный процесс, но и закладывали основы для будущего развития учебных заведений, открывали новые кафедры и факультеты. Так, в 1944 году в СКФУ был открыт исторический факультет, на первый курс которого были зачислены 24 человека. С окончанием Великой Отечественной войны институт практически полностью возобновил свою работу – в преподавательский коллектив вуза влились бывшие фронтовики: А.С. Трайнин, П.А. Шацкий, А.В. Попов и многие другие, что способствовало развитию учебно-воспитательной работы на факультетах. В 1945 году учебное заведение возобновило выпуск специалистов на всех факультетах, вступив в годы послевоенного восстановления и развития.

Смоленский государственный университет 

Звездами Героя Советского Союза посмертно были отмечены подвиги студентов СмолГУ Никифора Павлова и Михаила Прасолова. Имена студентов Ивана Гращенкова, Фёдора Исаева, Петра Мухина, Марка Элькина увековечены на плитах мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Студенты СмолГУ с честью выполнили клятву, данную ими на митинге на следующий день после начала Великой Отечественной войны, объявив себя «мобилизованными на защиту Отечества».

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Фамилии десятков студентов и сотрудников института, погибших на фронте, занесены в Книгу Памяти Республики Татарстан и помещены на мемориальную доску в музее истории вуза. Там же создана экспозиция, посвященная военной судьбе университета, вкладу студентов, выпускников и сотрудников в Великую Победу. В КГАСУ стало традицией в годовщину Победы почтить светлую память павших в боях студентов и сотрудников у памятного знака, сооруженного во дворе университета. Ежегодно в этот день здесь проводится торжественный митинг с участием ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, сотрудников и студентов КГАСУ.

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

На протяжении всего военного периода материальное положение института оставалось тяжелым: не хватало учебников, тетрадей, оборудования, но самое главное – ощущалась огромная стесненность в площадях. Она сохранялась вплоть 1952 года – пока университету не был возвращен учебный корпус, занимаемый более 10 лет оборонным заводом. С переездом в «родные пенаты» начался процесс возрождения полноценного учебного процесса.

Пензенский государственный университет 

В 2015 году в Пензенском госуниверситете был торжественно открыт мемориал «Они сражались за Родину!» На пяти установленных наклонно плитах размещено 420 имен студентов, преподавателей и сотрудников, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Читать также