Валерий Фальков выступил с докладом о создании национальной системы высшего образования на заседании Российского союза ректоров
В Московском государственном университете прошло заседание Российского союза ректоров. Глава Минобрнауки России Валерий Фальков на заседании Российского союза ректоров выступил с докладом о подходах к формированию новой системы высшего образования в Российской Федерации. В мероприятии приняли участие Помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, Председатель Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, а также руководители российских вузов.
Виктор Садовничий отметил, что развитие образования всегда занимает важное место в государственной повестке. Он напомнил, что в послании Федеральному Собранию Президентом России Владимиром Путиным 21 февраля поставлена задача по созданию национальной системы высшего образования.
«Главное — необходимо обеспечить, цитирую, традиционную для нашей страны базовую подготовку специалистов высшего образования. Для удовлетворения потребностей в экономике, в социальных отраслях в нашей стране необходима такая подготовка специалистов», — отметил он.
С рядом предложений по формированию национальной системы выступил глава Минобрнауки России Валерий Фальков.
Первая часть выступления касалась введения базового (основного) высшего образования сроком обучения от четырех до шести лет вместо бакалавриата и специалитета. Министр отметил, что пора уйти от противопоставления бакалавриата и специалитета, взять от них самое лучшее и выйти на качественно новый уровень — базовое (основное) высшее образование с гибкими сроками обучения и программами.
«Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения Президента России одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности», —отметил Министр.
При реализации программ базового (основного) высшего образования должны быть сохранены принципы междисциплинарности, усилены практико-ориентированные подходы подготовки кадров.
Сроки обучения по той или иной программе должны совместно устанавливать университеты, работодатели и регуляторы. Монополии быть не должно.
Особое внимание глава Минобрнауки уделил трансформации магистратуры в специализированный углубленный уровень высшего образования.
«Последние 20–25 лет магистратура по большей части является продолжением высшего образования первого уровня. Таким образом, она пока не выполняет функции настоящего углубленного уровня высшего образования. В новой системе высшего образования необходимы серьезные трансформации магистратуры, ее усовершенствование (как структурное, так и содержательное)», — подчеркнул Министр.
Введение специализированного высшего образования включает следующие изменения: поступление возможно только после окончания базового (основного) высшего образования на конкурсной основе с возможностью учиться бесплатно; необходимо усовершенствовать процедуру приема: программы специализированного образования, на которые невозможно поступить без профильного (смежного) базового высшего образования; специализированное образование должно стать более престижным уровнем в структуре высшего образования, поэтому нужно разумно соотносить количество платных и бюджетных мест; предусматривается введение типов академического и профессионального специализированного образования, последний тип может софинансироваться в том числе за счет отдельных компаний и отраслей.
Глава Минобрнауки России обратил внимание, что все озвученные им предложения должны стать приглашением к диалогу всех заинтересованных лиц.
Сергей Кабышев поддержал предложения главы Минобрнауки России и отметил, что это обеспечит и необходимую вариативность решений с учетом профильных взаимосвязей между ступенями высшего образования, важности его индивидуализации, удовлетворения потребности конечного заказчика.
«При этом любые принимаемые меры, на что обращает тревога нашего избирателя, не должны ухудшать правовое положение граждан, которые получили образование при прежней системе», —сказал он.
В завершение обсуждения темы создания новой национальной системы высшего образования выступил Помощник Президента России Андрей Фурсенко. Он обратил внимание, что при создании национальной системы высшего образования нужно учесть мнение работодателей, студентов, быть в диалоге с профессорско-преподавательским составом.
Также он обратил внимание собравшихся на важность сохранения в новой системе высшего образования баланса фундаментальных знаний и практической работы.
«Необходимо, чтобы, получая базовое высшее образование, студента ждали на предприятии, где он бы мог закрепить, завершить свое образование практическими навыками», — отметил он.