Андрей Фурсенко и Валерий Фальков провели стратегическую сессию на тему «Российская высшая школа: новые возможности» на полях ПМЭФ
В рамках Петербургского международного экономического форума глава Минобрнауки России Валерий Фальков принял участие в стратегической сессии «Российская высшая школа: новые возможности», на которой обсудили предложения по созданию новой системы высшего образования. Модератором мероприятия выступил Помощник Президента России Андрей Фурсенко. Своим видением в ходе сессии поделились ректоры четырех из шести российских вузов, вошедших в пилотный проект по формированию новой национальной системы высшего образования, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, представители бизнес-сообщества, а также студенты ведущих вузов.
Андрей Фурсенко, открывая мероприятие, обратил внимание собравшихся на то, что практически каждые 20–25 лет не только в России, но и во всем мире происходят коренные изменения в системе высшего образования.
«С одной стороны, образование должно, возможно, быть неким более стабильным институтом, чем другие, потому что оно обеспечивает передачу культурного кода от одного поколения к другому. Но с другой стороны, оно должно периодически заметно меняться для того, чтобы встроиться в те огромные изменения, которые происходят в обществе», — отметил Помощник Президента РФ.
По его словам, Россия сегодня находится в условиях, когда эти изменения обязательно должны произойти. Именно об этом в Послании говорил Президент России Владимир Путин, подчеркивая,что в результате преобразований у российских студентов должно появиться больше возможностей, а не проблем.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков обратил внимание, что сегодня экономика страны развивается в совершенно иных условиях, чем 20–25 лет назад, когда часть новых технологий можно было брать извне, а вузы должны были воспитывать специалистов, которые эти технологии смогут обслуживать.
«В определенный промежуток времени происходит серьезный запрос на изменения в целом системы. Надо понимать, что у нас экономика оказалась в кардинально другой ситуации. Сейчас мы в большей степени должны опираться на собственные силы. И экономика неразрывно связана с системой образования. Система образования должна была на это отреагировать. Это другая система образования и другой запрос на новые кадры», — подчеркнул Валерий Фальков.
С Министром согласился ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана Михаил Гордин.
«Сейчас нам нужно разрабатывать, создавать очень много новых своих прорывных технологий. Мы должны увеличивать и ускорять подготовку инженеров-разработчиков. И это я своей целью для университета вижу. Именно на это будут направлены наши усилия. Конечно, эта работа должна проводиться вместе с промышленностью, потому что только вместе мы можем создать целевую модель подготовки», — отметил он.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС подчеркнула, что важно учитывать и ожидания самих студентов от новой системы высшего образования.
«Анализируя их ответы, мы выделили три основных аспекта, чего они ожидают. Прежде всего у них массовый запрос на индивидуальный подход в образовании. Они хотят решать масштабные задачи, быть полезными и менять мир к лучшему. И третье — они хотят заниматься любимым делом. Формируя систему подготовки кадров в модель образования, мы должны отталкиваться от этих запросов и ожиданий», — подчеркнула руководитель вуза.
Ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов обратил внимание, что переход на новую систему высшего образования происходит на фоне очень важного глобального процесса, а именно разворота российской промышленности, основных ее отраслей в сторону отечественных разработчиков,технологий, производителей высокотехнологичных продуктов.
«У вузов в этой ситуации есть уникальная возможность использовать это на цели своего развития. То есть собрать у себя собственные линии разработки ключевых технологических продуктов, технологий, довести их до уровня готовности 6 или 7, когда технология уже может быть передана в индустрию, в производство. Таким образом ответить на запрос индустрии, но и при этом решить целый ряд своих финансовых проблем», — сказал он.
Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета, сделал акцент на том, будет ли востребована новая система высшего образования России за рубежом. По его словам, очевидно, что основанием на выделение уровней и продолжительности обучения должна стать национальная рамка квалификации, а она четко связана и очень коррелируется с зарубежной.
«И в этой связи мы видим, что в мире есть три четких тренда: эта ставка на востребованность образования, и все экспериментируют — Франция, Германия, Финляндия давно, Китай, сейчас в эту историю Индия прошла в 2020 году, там целый пакет нормативных актов, Филиппины, то есть страны делают новый заход в эту историю. С другой стороны — это, безусловно, модульность. И третье — это микроквалификации —подтверждения и возможность ускоренного выхода на рынки. С этой реальностью мы собираемся работать в новой модели, над новой программой. И эта вся логика очень соразмерна с зарубежным подходом и стандартами», — сказал он.
Анатолий Торкунов, ректор Московского государственного института международных отношений, особо подчеркнул требование бесшовности школьного и вузовского уровнейобразования.
По итогам обсуждения Андрей Фурсенко отметил, что в результате изменений система образования должна оставаться самостоятельным субъектом развития России.
«Система образования должна остаться самостоятельным, а может, одним из ключевых субъектов развития страны. Особенно сегодня, когда вопрос суверенитета стоит так остро», — заключил он.