На «Технопроме-2023» обсудили портрет инженера нового поколения
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» в первую очередь направлен на решение задач технологического суверенитета страны, в основе которого лежит подготовка квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Вузы — участники проекта вместе с индустриальными партнерами тщательно оценивают потребность в специалистах, актуализируют необходимый набор компетенций, тем самым создавая портрет инженера нового поколения.
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев принял участие в сессии «Облик инженера нового типа: компетентностный портрет выпускника передовой инженерной школы, отвечающий запросам реального сектора экономики» в рамках X Международного форума технологического развития «Технопром-2023». Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что оптимизация учебного процесса в передовых инженерных школах позволит получить более высокий компетентностный образовательный результат. Поэтому Министерство как регулятор будет использовать опыт передовых инженерных школ для формирования рамок будущих федеральных государственных образовательных стандартов.
«У нас два горизонта задач для передовых инженерных школ. Во-первых, существует дефицит кадров — конструкторов, проектировщиков, разработчиков, которых нужно подготовить в сжатые сроки. И для того чтобы адаптационный период на предприятии свести до минимума, нужно, чтобы выпускники приходили практически подготовленными и встраивались в рабочие проектные команды. Вторая задача требует более расширенной, опережающей подготовки инженерных кадров: несмотря на различный профиль индустриальных партнеров и широкий спектр задач, выпускник передовой инженерной школы должен обладать набором компетенций, позволяющим ему решать фронтирные инженерные задачи», — обозначил Дмитрий Афанасьев.
Одной из ключевых тем сессии был портрет инженера нового типа. В этом вопросе заместитель Министра сделал акцент на «мягкие качества» инженерных кадров. Наряду с фундаментальной подготовкой и практическими навыками, индустриальные партнеры акцентируют внимание на личностных характеристиках человека и его ценностях. Инициативность, честность, ответственность — те качества, которые стоят на одном уровне с высокой профессиональной квалификацией.
В ходе дискуссии участники также обсудили прототип образовательного и профессионального стандарта передовых инженерных школ и набор компетенций инженера новой формации, отвечающий потребностям индустриальных партнеров. Выводы, сделанные в рамках проведенной сессии, будут использованы при формировании стандартов образования в передовой инженерной школе.
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Авторы: Ильюшенкова Ксения (НИУ ВШЭ), Сарыева Севилья (МГУ им. М.В. Ломоносова) Фото: Никитич Софья (СФУ)