Минобрнауки России развивает инженерное образование для достижения технологического суверенитета

Новости Министерства

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский принял участие в сессии закрытия IV Международного Косыгинского форума «Проблемы инженерных наук: формирование технологического суверенитета». Он рассказал о реализуемых инициативах в сфере достижения технологической независимости страны.

«Формирование технологического суверенитета — важнейшая на сегодняшний день задача. По-простому говоря, это создание условий для того, чтобы все, что нужно для нормальной жизни народа и страны, мы бы делали у себя. Для того, чтобы мы располагали своими технологиями, необходимыми для развития экономики. Здесь, конечно, большая роль отводится науке и образованию, которые должны работать вместе с промышленностью в неразрывной связи», — отметил Константин Могилевский.

Так, для подготовки высококвалифицированных кадров Минобрнауки России увеличивает количество бюджетных мест на инженерные направления по программам высшего образования. На 2024/25 учебный год установлена 254 081 квота на бесплатное обучение по всем уровням образования, что на 2 263 места больше, чем в 2023/24 учебном году.

Продолжается реализация федерального проекта «Передовые инженерные школы». Это специальные структурные подразделения, которые создаются на базе вузов с участием высокотехнологичных компаний. В 2024 году их количество будет увеличено с 30 до 50. По поручению Президента России Владимира Путина к обучению в них привлекаются и талантливые школьники, рассматривающие для себя получение инженерного образования. Во всех передовых инженерных школах ведутся разработки, которые применяются в реальном секторе экономики. Например, в Сеченовском университете студенты создают технологии, позволяющие снизить риски врачебных ошибок, сократить время операций и увеличить точность хирургического воздействия. А в Московском авиационном институте разрабатывают беспилотники для сельского хозяйства.

Кроме того, в России функционирует обширная сеть студенческих конструкторских бюро. Их цель — объединить активных участников инженерного творчества, прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Сегодня в 245 вузах функционируют 177 таких бюро и 425 объединений, схожих по деятельности. В прошлом учебном году в их работе приняли участие почти 86 тыс. студентов.

В работе бюро также участвуют школьники — более 97,4 тыс. человек. В области профориентации Минобрнауки России сотрудничает с Министерством просвещения РФ. Ведомствами утвержден план мероприятий из 29 ключевых инициатив, которые включают разработку современных подходов в обучении физике, проведение программ повышения квалификации для учителей и многое другое.

Так, продолжается реализация проекта «Инженерные классы», где школьники проходят обучение по профилю судо- или авиастроения. На разработанной платформе физикадлявсех.рф запущен ряд образовательных курсов для школьников по физике и математике, в рамках которых уже обучаются свыше 30 тыс. человек. Кроме того, в ЕГЭ по физике 2024 года сократилось количество заданий, а экзамен стал более ориентированным на потребности инженерных вузов к уровню подготовки школьников. Дополнительно для повышения интереса к инженерно-техническим профессиям ведущие вузы ежегодно проводят профильные олимпиады для обучающихся средних и старших классов, среди которых Национальная технологическая олимпиада, Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор», Высшая проба, Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета.

«Нам нужна ранняя профориентация. Чтобы школьник еще в 7–8 классе, когда начинает преподаваться физика, уже рассматривал перспективу стать инженером, получить профильное образование. Потому что принимать это решение перед поступлением может быть поздно. Для этого университеты должны появляться в школах, а школы должны приходить в университеты и вместе в связке встречаться с промышленностью. Мы очень много работаем над выстраиванием этой системы. И такие площадки, как Косыгинский форум, очень важны для обсуждения государственной политики, которая реализуется в данном направлении», — добавил Константин Могилевский.

Международный Косыгинский форум проводится раз в два года и сфокусирован на решении задач по укреплению технологического суверенитета страны. В этом году он приурочен к 120-летию со дня рождения главы Советского правительства (1964–1980 гг.) Алексея Косыгина. Участие в форуме приняли более 1,2 тыс. академиков, научных сотрудников и представителей российских вузов. Наряду с достижением технологического суверенитета ключевыми темами стали развитие деловых связей и расширение контактов с научными партнерами из стран СНГ и Китая.

В сессии закрытия форума также приняли участие:

- директор Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ Вера Хмырова;

- ректор РГУ им. А.Н. Косыгина Валерий Белгородский;

- научный руководитель Геофизического центра РАН, академик РАН, внук А.Н. Косыгина Алексей Гвишиани;

- президент Российской и Международной инженерных академий, член-корреспондент РАН Борис Гусев;

- первый вице-президент Международного союза научных и инженерных общественных объединений Сергей Друкаренко;

- советник генерального директора по специальным проектам Российского экологического оператора Георгий Петришин.

Читать также