Валерий Фальков провел совещание «Пилотный проект: промежуточные итоги и перспективы» в Санкт-Петербурге

Новости Министерства

К обсуждению пилотного проекта на площадке Санкт-Петербургского горного университета Екатерины II присоединились помощник Президента России Андрей Фурсенко, председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, председатель Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, ректоры всех шести вузов — участников пилота: Санкт-Петербургского горного университета, Московского авиационного института, Национального исследовательского Томского госуниверситета, НИТУ «МИСИС», Московского педагогического государственного университета и Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.

Открывая встречу, глава Минобрнауки России отметил, что итогом проведения «пилота» должен стать переход всей системы образования на новые единые стандарты по целому блоку направлений.

«Сделать это можно через единое ядро. Например, в инженерном образовании будет определенный набор дисциплин, которые формируют, с одной стороны, мировоззрение у студента, а с другой — готовят из него настоящего инженера и профессионала высокого уровня под потребности работодателя. При создании такого ядра мы решаем задачу по обеспечению единого образовательного пространства на территории России. В том числе это будет сильно способствовать студенческой мобильности», — подчеркнул он.

Другая важная задача — расширение практической составляющей и более тесное взаимодействие с работодателем. Программы подготовки должны быть актуализированы в соответствии с запросами рынка труда. Отдельно внимание было уделено взаимодействию между университетами, которые участвуют в апробации.

По предложению ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, вокруг участников «пилота» нужно сформировать пул вузов, которые через сетевую форму взаимодействия могли бы начать перестраивать свою работу согласно принципам обновляемой системы.

«Лучшие практики, накопленные и апробированные изменения, которых за 10 месяцев удалось достичь нашим университетам в «пилоте», станут основой для перехода других вузов на новую систему. Так, мы сможем тиражировать лучший опыт на всю систему высшего образования», — согласился с идеей Валерий Фальков.

Все участники встречи сошлись во мнении о первостепенной важности неразрывной связи высшей и общеобразовательных школ. Именно от заинтересованности и увлеченности школьников математикой, физикой, химией и биологией и естественнонаучных предметов в том числе зависит обеспечение технологического суверенитета. Совместно с Минпросвещения России и участием ведущих университетов эта задача уже начинает решаться.

«Многое в пилотном проекте уже наработано, давайте теперь подумаем, что из этого взять как некое общее понимание, которое систематизирует общую палитру системы высшего образования. Напоминаю, перед нами стоит задача создать закон, с которым смогут работать вузы разного уровня», — сказал Андрей Фурсенко.

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова отметила, что в работе по обновлению системы высшего образования важна включенность субъектов. «Всем нам важно прийти к выработке конкретного законодательства, здесь мы с Сергеем Владимировичем Кабышевым, председателем Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию, консолидируем усилия», — заметила она.

Подводя итоги, Министр поручил ректорам до 12 мая подготовить и представить обобщенные предложения по итогам первого года в пилоте.

Реализация пилотного проекта в вузах: промежуточные итоги и планы

Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко подробно представил результаты модификации учебных планов в рамках новых программ, которые нацелены на рост конкурентоспособности ребят, сокращение времени на адаптацию в реальном секторе экономики после окончания вуза. «Нам удалось перевести всех студентов инженерной подготовки этого года приема на обновленные программы. Все кафедры участвуют в профориентации и ведут работу по адаптации к специальностям», — подчеркнул он. Кроме того, на базе вуза создается совет по инженерному образованию при участии семи министерств.

Важнейшим направлением работы БФУ им. Иммануила Канта стало объединение экспертных позиций отрасли и вуза. Среди основных изменений — широкая фундаментальность при сохранении гибких сроков обучения, углубленная специализация в конкретной сфере, прогностическое содержание и признание квалификации отраслью.

Уровневая система высшего образования на базе МАИ построена на оперативном внесении изменений в образовательные программы под задачи индустрии. Эта работа включает обеспечение проектной деятельности в течение всей учебы, в том числе внедрение модулей перспективных проектов и управленческих компетенций, унификацию дисциплин 1–2 курса для возможности выбора и уточнения траектории обучения.

Новая модель МИСИС базируется на интеграции науки и образования, всестороннем вовлечении индустриальных партнеров от разработки и реализации до оценки образовательных программ. В том числе вместе с такими работодателями, как «Росатом», «Металлоинвест» и «Объединенная металлургическая компания» в этом году разработана «образовательная фабрика», основанная на переходе от теоретической подготовки к получению практических навыков.

Вместе с изменениями в педагогической подготовке МПГУ проводит работу по развитию общего образования. Вуз апробирует междисциплинарную интеграцию внутри образовательных программ, переформатирование психолого-педагогической и методической подготовки.

Томский государственный университет апробирует следующие направления: проектирование программ на основе национальной рамки квалификаций; модель программ с вариативным сроком обучения и квалификацией; проектирование программ с лидерами отрасли; повышение гибкости программ за счет разнообразия треков, дополнительных квалификаций и микроквалификаций; управление качеством на основе анализа данных.

Читать также