Дмитрий Чернышенко: оптимальное решение — организация взаимодействия кластеров «Профессионалитета» с профильными передовыми инженерными школами

В рамках Петербургского экономического форума Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко выступил на сессии «Рейтинг успеха: инвестиции в профессионалов будущего». Он рассказал о трансформации системы профессионального образования и роли федерального проекта «Профессионалитет» — одной из 42 инициатив Правительства по социально-экономическому развитию России.

Вице-премьер отметил, что получение среднего профессионального образования в стране стало престижным и востребованным. Так, сегодня систему СПО как старт карьерного пути выбирают более 60% выпускников 9-х классов. В России порядка 3,5 тыс. организаций реализуют данную программу обучения, объединяющую более 3,7 млн студентов, их наставниками являются свыше 200 тыс. педагогов.

«Президент России Владимир Путин поручил к 2028 году подготовить 1 млн специалистов и квалифицированных рабочих. Это необходимо для обеспечения безопасности и конкурентоспособности России в ключевых отраслях экономики. Одним из инструментов решения этой задачи стал федпроект «Профессионалитет», который стартовал в 2022 году. В его основу заложен отраслевой подход, а образовательные программы ориентированы на выпуск специалистов, которые востребованы и сразу готовы к полноценной работе. Кластеры «Профессионалитета» объединили колледжи, предприятия и региональную власть — индустриальные партнеры получили возможность делать конкретный запрос на кадры. Так, совместно с отраслью формируются новые стандарты практико-ориентированного обучения. Для объединения усилий в рамках конкретной отрасли формируются отраслевые Ассоциации — такие объединения уже созданы по всем 24 отраслям, готовящим кадры в «Профессионалитете», — сказал Дмитрий Чернышенко.

Он добавил, что к 1 сентября в 79 регионах России количество таких кластеров достигнет 370, а общее число партнеров проекта превысит 1,6 тыс. предприятий.

Автор фото: Вероника Паршина, СПБГУАП

В дискуссии также приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования Ольга Петрова. Она отметила, что «Профессионалитет» позволяет студентам стать настоящими знатоками своего дела и конкурентоспособными на рынке труда. Так, эти программы уже позволили создать конкурентную среду, наладить обмен опытом между регионами.

«Для колледжей в вузах «Профессионалитет» — это тоже вызов, в рамках которого мы пытаемся конкурировать и побеждать в этой программе. Подчеркну, что мы уделяем особое внимание системе СПО в вузах, в том числе мотивируя к развитию педагогов, управленцев систем профессионального образования, активно взаимодействуя с работодателями. Например, в рамках знакового проекта «Передовые инженерные школы». Это позволяет еще больше обеспечивать «бесшовность» подготовки кадров с высокими компетенциями и мотивацией», — отметила Ольга Петрова.

В заключение вице-премьер подчеркнул, что оптимальным решением выглядит организация сотрудничества и взаимодействия кластеров «Профессионалитета» с профильными передовыми инженерными школами. Правительством уже поддержана программа развития 50 инженерных школ, а по решению Президента к 2030 году она будет масштабирована до 100 ПИШ. Оба проекта направлены на достижение технологического лидерства и независимости по ключевым направлениям устойчивого развития российской экономики.