Валерий Фальков провел дискуссию по инженерному образованию с участием представителей крупного бизнеса, глав регионов и ректорского корпуса

Панельная сессия «Российское инженерное образование в многополярном мире: новые возможности и принципиальные изменения» прошла на полях Петербургского международного экономического форума. В ней приняли участие генеральный директор ПАО «Камаз» Сергей Когогин, генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа, генеральный директор ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь, губернатор Омской области Виталий Хоценко, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев, ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Владимир Литвиненко.

Открывая сессию, глава Минобрнауки России отметил, что инженерное образование столкнулось с рядом вызовов. Так, последние 20–30 лет само понятие «инженерия» претерпевает кардинальные изменения: появляются совершенно новые виды инженерной деятельности, такие как инженерия в области IT, инжиниринг в сфере биотехнологий (генетика, геномика) и другие. Еще одной предпосылкой для изменений в инженерном образовании стали новые условия, в которых оказалась российская экономика, — от необходимости импортозамещения в ряде отраслей до достижения технологического суверенитета и лидерства.

В связи с этим по поручению Президента России Владимира Путина было принято решение об обновлении системы высшего образования в стране, в том числе инженерного. В 2023 году стартовал пилотный проект по ее обновлению, в нем принимает участие шесть университетов.

Своим опытом реализации пилота по обновлению системы высшего образования поделился ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Владимир Литвиненко.

«Высшее образование должно предусматривать фундаментальное, глубокое изучение базовых общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин, закрепленных на достаточных объемах практических и производственных навыков в области профессиональной деятельности», — пояснил он.

Генеральный директор ПАО «Камаз» Сергей Когогин, отвечая на вопрос Министра о том, чего представители крупного бизнеса ждут от университетов, отметил, что индустриальному партнеру важно, чтобы исследователи в высших учебных заведениях могли прогнозировать будущее и выстраивать стратегии развития. Особое внимание он уделил флагманской программе Минобрнауки России «Передовые инженерные школы». Одна из таких школ в Набережных Челнах готовит специалистов для ПАО «Камаз».

Значимость передовых инженерных школ, а также научно-образовательных центров отметил и председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

«Один из инструментов повышения качества подготовки специалистов — это тесная связь с реальным сектором и бережное отношение к трансформации инженерного образования», — сказал он.

Роль передовых школ в развитии инженерного образования отмечают и руководители регионов, где функционируют школы. Так, в передовой инженерной школе на базе Омского государственного технического университета работают над созданием инновационных подходов в станкоинструментальном машиностроении для авиационного двигателестроения и танкостроения. Губернатор Виталий Хоценко подчеркнул, что омские университеты готовят заявки на создание новых школ в регионе, поскольку они позволяют объединить на одной площадке усилия технологических партнеров, вузов и властей.

Подводя итоги, Валерий Фальков отметил, что сегодня перед университетским сообществом открываются беспрецедентные возможности, включая обновление системы высшего образования и государственные программы поддержки.

«Сегодня многое зависит от вас, от вашего желания двигаться сообща и по-настоящему менять инженерное образование», — заключил Министр.

Ранее на полях ПМЭФ-2024 глава Минобрнауки принял участие в сессии «Научно-технологические векторы России» Петербургского международного экономического форума, модератором которой выступил помощник Президента России Андрей Фурсенко. На ней Валерий Фальков отметил, что исследовательские и университетские коллективы должны выстраивать свою работу таким образом, чтобы не только отвечать на сегодняшние вызовы, но и заглядывать в будущее.