В Российском государственном гуманитарном университете находят подход к каждому студенту с ограниченными возможностями
В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) студенты с ограниченными возможностями здоровья могут учиться и активно заниматься научной деятельностью наравне со сверстниками. В этом им помогают сотрудники и преподаватели университета, которые находят индивидуальный подход к каждому.
Студентка факультета фундаментальной и прикладной лингвистики Вероника Борисова рассказывает о том, как строится ее учебный процесс.
«Мне много помогают одногруппники. Преподаватели ответственно относятся к тому, что у них учится человек с ограниченными возможностями. Они заранее скидывают материалы, которые стараются максимально адаптировать, а после каждого занятия спрашивают, все ли было понятно», — говорит девушка.
Обучение проходит с применением современных компьютерных и информационных технологий. В библиотеке РГГУ, объем фонда редких книг которой превышает 43 тысячи изданий, находится устройство SARA, переводящее печатный текст в аудиоформат. Вероника использует его для подготовки к занятиям.
«Так я распознаю бумажные книги, которые написаны «по-зрячему». Я даже не знала про это устройство, пока не поступила в РГГУ. Еще для подготовки к занятиям использую брайлевский дисплей, который мне предоставил университет», — рассказывает Вероника.
Также в университете есть принтер Брайля: с его помощью можно напечатать, например, расписание для незрячих или слабовидящих ребят. Для общения со слабослышащими студентами сотрудники и преподаватели используют индукционные петли.
На территории университета организована безбарьерная среда. Во время занятий в корпусах на Миусской площади можно использовать мнемосхемы для навигации, а для студентов с ограничениями по передвижению есть пандусы. Также в Институте информационных наук и технологий безопасности на улице Кировоградской предусмотрен гусеничный лестничный подъемник.
Российский государственный гуманитарный университет по результатам мониторинга Минобрнауки России в 2020 году вошел в ТОП-10 вузов по численности профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, который прошел повышение квалификации, в том числе по преподаванию адаптивной физической культуры и спорта.
Кроме того, РГГУ состоит в партнерской сети ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организаций высшего образования, которая была создана в рамках государственной программы «Доступная среда». С 2016 года партнерская сеть из 21 РУМЦ поступательно объединила более 570 вузов-партнеров.
Деятельность РУМЦ направлена на профориентацию и комплексное сопровождение образовательного процесса, а также содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью.
По данным мониторинга за 2020 год, в вузах РУМЦ и вузах-партнерах обучается более 24 тысяч инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 88,6% от общей численности студентов с инвалидностью и ОВЗ (порядка 29 тысяч). При этом важно отметить, что в 2020 году темп прироста численности поступающих в вузы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по отношению к предыдущему году (7 864 человек) составил 12% (8 822 человек). Доля выпускников с инвалидностью, трудоустроившихся в течение календарного года, в общей численности выпускников с инвалидностью составила 55,18% (2 163 из почти 4 тысяч человек).