Источник лекарств из Центральной Азии и происхождение российского льна: дайджест научных новостей

Новости подведомственных учреждений
Отечественные ученые разработали модульную оптически управляемую антенну, которая позволит быстро и надежно передавать данные в сетях 5G, предложили новую технологию создания теплозащитных покрытий и нашли потенциальный источник лекарств в Центральной Азии. Хотите узнать подробнее? Читайте подборку открытий российских исследователей.

Антенна, упрощающая передачу данных в сетях 5G

На фото: управляемая светом антенна для передачи данных в сетях 5G

Ученые физико-технического факультета Национального исследовательского  университета ИТМО разработали модульную оптически управляемую антенну, которая позволит быстро и надежно передавать данные в сетях 5G. Антенна представляет собой решетку из множества отражателей, в каждый из которых встроен фотоприемник. Разработка устанавливается так, чтобы у нее была возможность перераспределять излучение от базовой станции к отдельным абонентам, находящимся в труднодоступных местах. По сравнению с аналогами технология более энергоэффективна, экономична в производстве и обладает простой адаптивной конструкцией.

Подробнее — на сайте «ИТМО.NEWS».

Новый способ создания теплозащитных покрытий

На фото: процесс искрового плазменного спекания

В Пермском национальном исследовательском политехническом университете предложили технологию, позволяющую создавать изделия с теплозащитными покрытиями с помощью искрового плазменного спекания. Разработка обеспечивает высокую скорость нагрева за короткое время и сохраняет исходные химические свойства и микроструктуры материалов. По словам исследователей, технология обеспечит качественную защиту деталей газотурбинных двигателей, используемых в современных самолетах, от высоких температур и увеличит их эффективность. Исследование выполнено в рамках государственного задания Минобрнауки России, а также при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Пермского края. Результаты опубликованы в журнале Russian Engineering Research.

Подробнее — на сайте «Naked Science».

Генетики выяснили происхождение сортов российского льна

На фото: исследование в лаборатории «Математическая биология и биоинформатика» СПбПУ

Генетики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого исследовали происхождение разных сортов льна и изучили гены, определяющие их свойства. В результате они выяснили, что в генофонде российского льна большую роль играли сорта народной селекции с длинными и прочными волокнами — кряжи. Оказалось, что российские кряжи и местные сорта льна-долгунца содержат в геноме примеси как от азиатских популяций из Индии и Пакистана, так и от разновидностей льна из Западной Европы. Помимо этого, при изучении кряжей ученые увидели значительную популяционную дифференциацию между морфотипами масличных и волокнистых культур, а также картировали геномные регионы, затронутые недавними селекционными работами. Многие сорта, выведенные ранее, до сих пор используются для получения растений с заданными свойствами, поэтому, как отмечают авторы работы, важно знать структуру генофонда льна. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Frontiers in Plant Science.

Подробнее — на сайте ТАСС.Наука.

Улучшенный обмен веществ пекинской капусты

На фото: Изображения семян без обработки кремнезолями (слева) и после обработки (справа) под микроскопом

Группа ученых Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», Агрофизического научно-исследовательского института и Петербургского института ядерной физики имени Б.П. Константинова разработала метод улучшения обмена веществ пекинской капусты. Исследователи получили химические соединения, созданные на основе кремния и наноалмазов, которые образуют на поверхности семян пленку, улучшающую процесс роста и повышающую производительность растения. Обработка семян золь-гель композициями (кремнезолем) на основе тетраэтоксисилана с добавками шихты ДНА улучшает обмен веществ растений, облегчает усвоение ими необходимых для роста и развития питательных веществ. Кремний в составе функциональной пленки полезен для семян, так как он участвует в метаболизме растений. Использование пленкообразующих кремнезолей позволяет лучше других аналогов (жидких реагентов, суспензий) защитить и закрепить на поверхности семени полезные для развития наночастицы. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Biointerface Research in Applied Chemistry.

Подробнее — на сайте «СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Потенциальный источник лекарств из Центральной Азии

На фото: сотрудник лаборатории систематики и филогении растений ТГУ Андрей Эрст

Ученые Томского государственного университета совместно с коллегами изучили растение весенник длинноножковый, произрастающее в Центральной Азии, и обнаружили в нем соединения, которые можно использовать при производстве лекарств. Из его листьев было выделено более 160 соединений, среди которых исследователи нашли 19 различных флавоноидов. Соединения этого класса считаются важными для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и лежат в основе препаратов против венозной недостаточности. Также ученые идентифицировали кумарины и хромоны. Кумарины проявляют антиоксидантную, противоопухолевую, антиапоптотическую активность, а производные хромона оказывают противовоспалительное, противовирусное, противоопухолевое и спазмолитическое действие, а также используются в качестве антиоксидантов.

Подробнее — на сайте «РИА Томск».