Новые цифровые специальности: междисциплинарность, комплексный подход и непрерывность образования

Новости подведомственных учреждений

Цифровая трансформация экономики требует от специалистов новых междисциплинарных навыков и сильных компетенций в области информационных технологий. Как вузы – участники программы «Приоритет 2030» готовят студентов, востребованных на рынке труда, и приспосабливают свои образовательные программы к новым условиям, читайте в нашем материале. 

Цифровые геологи

В Национальном исследовательском технологическом университете (НИТУ) «МИСиС» состоялся выпуск первых в России специалистов профиля «Горно-геологические информационные системы».

«В условиях цифровой трансформации экономики особое значение приобретает междисциплинарность. Программа «Горно-геологические информационные системы» разработана на стыке горного дела, геологии и информационных технологий для подготовки специалистов, которые будут обладать прикладными навыками и компетенциями в области моделирования, проектирования, управления процессами добычи и переработки полезных ископаемых и организации производства, профессионалов, способных внести значительный вклад в модернизацию горнодобывающей отрасли страны», — рассказала Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС».

Программа подготовки специалистов, которые будут решать задачи по цифровизации горнодобывающей отрасли, была разработана НИТУ «МИСиС» в 2016 году как ответ на запрос бизнеса в связи с острым дефицитом кадров. Актуальность программы подтверждается спросом на выпускников, многим из которых уже предложили работу в московских и региональных подразделениях ГК «Росатом», ГК «Ростех», АО «Росгеология». В числе бизнес-партнеров ведущие корпорации горнодобывающей отрасли: «Майкромайн Рус», УК «Кузбассразрезуголь», Лебединский ГОК, Кировский филиал компании «Апатит», также готовые принять выпускников на свои предприятия.

Получив базовое образование по профилю «Горно-геологические информационные системы», можно освоить любую из шести профессий в сфере добычи и переработки полезных ископаемых, описанных в Атласе новых профессий, разработанном Агентством стратегических инициатив.

«Вузы практически не предоставляют возможностей обучаться профессиям будущего, потому что готовят в основном кадры не для цифровой, а для аналоговой экономики. Сфера образования и подготовки кадров — одна из наиболее консервативных, и нередко программы подготовки не меняются десятилетиями. Но образование все больше трансформируется в связную экосистему с участием работодателей, бизнеса, науки. И у НИТУ «МИСиС», который смог реализовать задачу опережающей подготовки кадров, в связке с бизнесом есть большой потенциал стать новым образовательным хабом, вокруг которого будет строиться система обучения специалистов по действительно востребованным специальностям», — отметил Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий».

Выпускники смогут попробовать себя в качестве системного горного инженера, оператора распределенных проходческих команд, инженера роботизированных систем, инженера-интерпретатора данных телеметрии, оператора беспилотных летательных аппаратов для разведки месторождений и экоаналитика в добывающих отраслях.

Выпускники НИТУ «МИСиС» по профилю «Горно-геологические информационные системы»

Выпускники владеют методами моделирования месторождений полезных ископаемых и системами управления качеством минерального сырья, могут использовать нейросети для расчета параметров современных тектонических движений, строить модели движения горного транспорта при подземной разработке месторождений и т.д. Большинство выпускников получили приглашение на работу еще во время обучения. Работодатели отмечают высокий уровень подготовки молодых специалистов. Средняя стартовая зарплата «цифровых» инженеров — 100 тыс. рублей с перспективой быстрого роста.

«Выпускники программы отлично знают цифровые технологии и понимают специфику горнодобывающей отрасли. Все ребята проходили длительные практики на реальном производстве, и в какой-то момент мы с коллегами стали относится к ним как к сформировавшимся специалистам с серьезным опытом работы на горнодобывающем предприятии. Я считаю, что коллектив преподавателей прекрасно справился с поставленной задачей воспитать горных инженеров, способных внедрять современные информационные системы на производстве», — подчеркнул Борис Курцев, председатель государственной экзаменационной комиссии, генеральный директор ООО «Майкромайн Рус».

ИТ-инфраструктура на предприятиях

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого  (СПбПУ) в Институте компьютерных наук и технологий также запускают новую образовательную программу, связанную с информационными технологиями — «ИТ-инфраструктура предприятия». 

Образовательная программа планируется к реализации в сотрудничестве со специалистами ПАО «Газпром нефть», что позволит студентам получить практический опыт и погрузиться в ИТ-инфраструктуру предприятия реального сектора экономики посредством освоения профильных дисциплин, проведения научно-исследовательских работ по заказу ПАО «Газпром нефть», а также написания магистерских диссертаций на основе задач, поставленных индустриальным партнером.

Занятия студентов в Институте компьютерных наук и технологий СПбПУ

«Создание полноценной и эффективной инфраструктуры является чрезвычайно сложным процессом. Он сопряжен с весомыми материальными затратами и требует привлечения высококвалифицированных и опытных специалистов. Эксперт, создающий и поддерживающий ИТ-инфраструктуру, должен обладать серьезными знаниями как в области информационных систем, сетей и технологий, так и в сфере управления процессами, связанными с функционированием этой инфраструктуры. Благодаря таким специалистам в компании разработчики сервисов могут сосредоточиться на своих бизнес-задачах, а не думать о том, где хранить данные и как управлять аппаратным обеспечением», — рассказывает Павел Дробинцев, директор Высшей школы программной инженерии СПбПУ.

Цифровая трансформация в ракетно-космической отрасли

В Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) убеждены, что и ракетно-космическая отрасль сегодня идет по пути цифровой трансформации. Провести ее должны новые кадры, и от выпускников ждут владения новыми необходимыми компетенциями. В связи с этим университет запустил в 2022 году свой передовой учебно-образовательный проект «Исследование, разработка и создание демонстраторов двигательной установки с центральным телом, системы управления и контроля с искусственным интеллектом ракетно-космического комплекса с полностью многоразовой ракетой-носителем и универсальной космической платформой». Он реализуется в рамках участия университета в Уральском научно-образовательном центре мирового уровня.

«Основным ядром образовательной системы стало создание в предыдущие годы Молодежного конструкторского бюро (МКБ), в которое вошли не только студенты, но и молодые ученые, работающие при наставничестве более опытных коллег, включая профессоров, докторов технических наук. Также мы привлекли в МКБ талантливых выпускников общеобразовательных школ. Итогом стало повышение компетентности в части организации совместной работы над такими общими проектами», — рассказал доктор технических наук, профессор кафедры «Технологии автоматизированного машиностроения» Игорь Щуров.

Студент ЮУрГУ

Кроме того, Политехнический институт ЮУрГУ разработал научно-образовательный проект «Непрерывная подготовка кадров для цифровой трансформации ракетно-космической отрасли». К участию в первую очередь приглашают старшекурсников, но и студенты младших курсов также могут войти в состав команды. В работе по программе проектного обучения командная деятельность сочетается с индивидуальной, все участники ответственны за результат своего сегмента деятельности.

Помимо подготовки студентов, проект «Непрерывная подготовка кадров для цифровой трансформации ракетно-космической отрасли» требует также подготовки и повышения квалификации и самих научно-педагогических работников ЮУрГУ. Соответственно, планируется реализовать переподготовку и специалистов таких предприятий отрасли.


Читать также