Прогноз внимательности по глазам, щедрый урожай и электронный кардиолог: открытия российских ученых

Новости подведомственных учреждений

Отечественные исследователи создали рентген для семян, предложили новый метод  заживления ран и научились читать по глазам. Подробнее об их разработках читайте в дайджесте новостей российской науки.

Дефекты семян выявят с помощью рентгена

На фото: заведующий кафедрой ЭПУ СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Николай Потрахов (третий слева) и представители партнерских организаций, заинтересованные в оценке семян овощных культур

Группа ученых Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» под руководством заведующего кафедрой электронных приборов и устройств Николая Потрахова при помощи передвижной установки для цифровой рентгенографии провели анализ скрытых повреждений семян, приводящих к снижению урожайности.

Устройство состоит из рентгенозащитной камеры, источника излучения, цифрового приемника изображения, устройства позиционирования объекта исследования. Также установка использует оригинальное отечественное программное обеспечение, которое в автоматическом режиме выявляет и классифицирует дефекты семян. Новая методика потребовала разработки схемы съемки семян капусты, выбора оптимальных режимов работы, обеспечения резкости изображения, а также адаптирования некоторых других параметров. Технология по выявлению скрытых дефектов была успешно испытана на восьми образцах семян капусты разного происхождения и мест производства.

По сравнению с аналогами способ рентгенографии семян прост в применении, точен, оперативен и не повреждает семена. Разработка помогает эффективно проводить отбор семенной продукции, что позволяет сеять меньше некачественных семян и гарантировать высокий урожай. Результаты исследования опубликованы в журнале Horticulturae.

Подробнее — на сайте «СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Электронный кардиолог

На фото: комплекс автоматической диагностики сердечно-сосудистой системы в режиме реального времени «Кардиомаяк»

Исследователи из Института информационных технологий, математики и механики Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского разработали «Кардиомаяк» — комплекс автоматической диагностики сердечно-сосудистой системы в режиме реального времени.

Кардиограф считывает данные о работе сердца, а мобильное приложение передает их на сервер «Яндекса», где происходит их обработка. Специальный веб-сервис дает наглядное описание состояния сердца и результатов диагностики. Все проходит в режиме реального времени, а просмотреть результаты исследований может как доктор, так и сам пациент.

Прибор одновременно записывает новые и считывает сохраненные данные. Это особенно важно при проведении медицинских исследований в реальном времени. Разработка позволит без участия врача выявлять различные патологии сердца, регистрировать аритмии и прогнозировать вероятность внезапной сердечной смерти. Патент на изобретение уже получен.

Подробнее — на сайте «Университет Лобачевского»

Новый способ лечения ран

На фото: сотрудники лаборатории лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения ТГУ анализируют динамику заживления биологических тканей у лабораторных животных

Ученые Томского и Саратовского государственных университетов предложили метод двухфотонной микроскопии для количественной оценки заживления повреждений кожных покровов и мышечной ткани. Это особенно важно, когда процесс протекает с осложнениями. В процессе эксперимента над лабораторными мышами исследователи выработали критерии оценки на основе «индекса старения кожи» — SAAID (second-harmonic-generation-to-auto-fluorescence aging index of the dermis), связанного с состоянием коллагена и эластина. Показатели индекса менялись от минусовых значений на начальном этапе заживления до плюсовых значений в конечной фазе. Вместе с этим, процесс флуоресценции может дать дополнительную информацию о метаболизме в области раны и вести мониторинг процесса лечения и заживления. Еще одним результатом исследования стал подбор оптимального типа фотосенсибилизатора, времени и мощности облучения.

Предложенный исследователями метод быстрый и неинвазивный. Он позволяет также прогнозировать ход лечения и при необходимости корректировать его. Результаты исследования представлены в журнале Pharmaceutics (Q1).

Подробнее — на сайте «Томского государственного университета».

Как получить синтез-газ

На фото: монтаж установки

Химики Института проблем химической физики РАН начали монтаж и обвязку установки, которая даст возможность перерабатывать углеводородные газы и водородсодержащее топливо. Установка позволяет работать с углеводородным сырьем практически любого состава: попутным нефтяным газом, биогазом, различными углеводородными смесями переменного состава. В итоге получается синтез-газ, с возможностью обогащения водородом.

Установка опытно-промышленного класса более производительная, чем лабораторного прототипа и уже может применяться для утилизации небольших промышленных объемов углеводородных газов, в том числе с малых месторождений с получением синтез-газа и водорода.

Подробнее — на сайте «ИПХФ РАН»