Победить стафилококк и наладить логистику вакцин: открытия российских ученых

Новости подведомственных учреждений

Российские ученые обнаружили новый вид ос, научились выявлять тяжелые металлы в питьевой воде, выяснили, как побороть золотистый стафилококк, и разработали вакцинную экосистему. Подробнее читайте в нашем материале.

Оса или все же пчела?

На фото: Целонитес Иванова

Ученые Крымского федерального университета (КФУ) имени В.И. Вернадского обнаружили в Дагестане новый вид осы. Насекомое относится к семейству складчатокрылых ос и получило свое научное название Celonites Ivanovi (Целонитес Иванова) в честь профессора Института биохимических технологий, экологии и фармации КФУ Сергея Иванова. Оса относится к уникальной группе ос-мазарид, которые по своим повадкам больше похожи на пчел. Осы этой группы не охотятся на насекомых, а для прокорма личинок, как и пчелы, запасают нектар и пыльцу. Гнезда строят из глиняной замазки в виде небольших бочоночков, прикрепленных к нижней поверхности камней.

Подробнее — на сайте КФУ им. В.И. Вернадского

Вода станет чище

На фото: микрочастицы

Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета совместно с коллегами из Университета «Сириус» и Санкт-Петербургского национального исследовательского Академического университета имени Ж.И. Алферова РАН синтезировали очень мелкие частицы металл-органических полимеров. На их основе будут созданы экспресс-тесты, выявляющие опасные для здоровья животных и человека тяжелые металлы в питьевой воде. Также с помощью наночастиц можно будет создавать новые материалы, которые найдут применение в аналитической химии для обнаружения малых концентраций вредных соединений, в биологии — как люминесцентные маркеры для изучения клеточных процессов, в медицине — для диагностики заболеваний, в микроэлектронике — для создания новых типов светодиодов, экранов телефонов и компьютеров.

Подробнее — на сайте «Научная Россия»

Антимикробные пептиды против золотистого стафилококка

На фото: Третичная структура рибосомного белка S1 из S.aureus и его доменная организация (D1, D2, D3 и D4), на основе которых были смоделированы новые антимикробные пептиды

Группа ученых из Института белка РАН, Института X-BIO Тюменского государственного университета, Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи и других партнерских организаций разработала и протестировала новые гибридные антимикробные пептиды на основе последовательности рибосомного белка S1 из золотистого стафилококка. Оказалось, что созданные конструкции из пептида-переносчика и амилоидогенной последовательности не только тормозят рост мультирезистентного варианта самого золотистого стафилококка, но и оказывают множественный антимикробный эффект на другие патогенные организмы. При этом наиболее эффективные гибридные пептиды не влияют на рост клеточной линии фибробластов кожи человека в условиях in vitro, а значит, потенциально не токсичны для человека.

Подробнее — на сайте Тюменского государственного университета.

Вакцинная экосистема

На фото: жизненный цикл вакцины с точки зрения бизнеса

Научная группа Высшей школы бизнес-инжиниринга Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого разработала архитектуру инновационной экосистемы по управлению жизненным циклом вакцин, включающую их разработку, производство, поставку и распределение по медицинским организациям, а также оценку эффективности вакцинации. Подобная экосистема взаимодействия, вовлекающая всех участников цепи поставок, позволит эффективно управлять процессами разработки, производства вакцин и проведения вакцинации на национальном и региональном уровнях. Помимо этого, ученые занимаются разработкой архитектуры цифровой платформы, которая будет поддерживать деятельность экосистемы.

Подробнее — на сайте Naked Science.